„Тридцать лет с музыкой Шостаковича"^ 1 Цитаты взяты из сборника „Дмитрий Шостакович". <...> 158 1 Каждый создатель художественных ценностей совмещает в себе как бы две личности или, точнее, подличности — творческую и „эмпирическую". <...> И наоборот — насколько бы ни противоречили характер и поведение автора в обыденной сфере „Я-образу", воплощенному в его произведениях, всякий раз наличествуют те или иные общие, объединяющие творческую и эмпирическую личности, свойства. <...> Поэтому индивидуальные структурные особенности психики и нервной системы, в огромной степени определяющие весь набор, всю совокупность обыденных отношений, реакций на среду, не могут уж никак не проявиться и в творческих, надобыденных реакциях человека на бытие в мире, не повлиять на состав и структуру того духовного мира, который им же создан и в котором он живет как творец. <...> Обе подличности, сосуществуя в единой Личности, не оторваны друг от друга непроходимой пропастью, а взаимопроникают и опосредствуют одна другую. <...> Во-первых, знание эмпирической подличности необходимо (хотя, конечно, далеко не достаточно) для постижения того, повседневное, сиюминутное, преходящее трансформируется в непроходящее, „вечное", Определенную роль играет и то обстоятельство, что знание некоторых подробностей обыденной жизни творца позволяет порой лучше уяснить смысл произведения, обогатить или уточнить, конкретизировать оторвать его восприятие, интерпретацию. <...> И последнее: размышления над опытом жизни создателей непреходящих духовных ценностей, быть может, создадут в свою очередь предпосылки для хотя бы относительной гармонизации и гуманизации (во всей прошлой истории) чаще всего столь конфликтных взаимоотношений между гениями и мещанством в различных их видах. <...> ) Обычно происходило следующее: на протяжении почти всей истории гений при жизни преследовался—в более жесткой или более мягкой форме; властью или (и) обывательским окружением; если не <...>