ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Часть 2
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции
с международным участием
СУРГУТ
2015
1
Стр.1
УДК 37.013(08)
ББК 74.0я431
С 56
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Кожанова Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического
и специального образования СурГПУ
Степина О.С., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогического
и специального образования СурГПУ
Ответственный редактор:
Коротовских Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогического и специального образования
ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»
С 56
Современные проблемы общей и специальной педагогики. Часть 2 : Специальное образование
на современном этапе: теория и практика : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф.
с междунар. участием / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры
«Сургут. гос. пед. ун-т» ; отв. ред. к.п.н., доцент Т.В. Коротовских. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. –
273, [1] с.
Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным
участием посвящен актуальным теоретическим и практическим аспектам воспитания и обучения
детей с отклонениями в развитии. В данный выпуск вошли статьи ученых-исследователей, учителейдефектологов,
учителей-логопедов, педагогов-психологов, руководителей ОУ, аспирантов, магистрантов,
студентов психолого-педагогических специальностей, раскрывающие сущность обсуждаемой проблемы.
Материалы
сборника могут быть полезны специалистам, работающим с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
УДК 37.013(08)
ББК 74.0я431
© Сургутский государственный педагогический университет, 2015
2
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Секция 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
В РЕФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зотова И.Н. Программа по формированию основ национального самосознания у младших школьников .................. 7
Мухортова Е.Н., Демиденко О.П. Профилактика школьной дезадаптации у учащихся с умственной отсталостью
средствами арттерапии ......................................................................................................................................................... 10
Новикова Т.Н. Нормативно-правовое сопровождение в образовательной организации для детей
с ограниченными возможностями здоровья ......................................................................................................................... 13
Носко И.В. Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки магистров к работе
в условиях инклюзивного образования ................................................................................................................................ 16
Сегова Т. Д. Возможности метода проекта в развитии коммуникативных умений и навыков детей старшего
дошкольного возраста .......................................................................................................................................................... 19
Федорова Е.А. Формирование учебно-исследовательской культуры младших школьников ....................................... 22
Секция 2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Базилевич В.В., Кондрашова Н.Г. Некоторые особенности образования детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья ......................................................................................................................... 26
Беляева Т.А. Игра и её роль в развитии речи ребенка дошкольного возраста ............................................................. 29
Веретенникова Н.С. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников, страдающих
церебральным параличом ..................................................................................................................................................... 32
Грязных К.Н., Юдина В.А. Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем
развития и нарушением слуха .............................................................................................................................................. 35
Дешина Н.В. Основные требования к процессу обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями
развитии ................................................................................................................................................................................ 38
Дадашова К.А. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия .................. 40
Зотова И.Н. Развитие познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
на уроках истории ................................................................................................................................................................ 43
Калугина О.В., Бочарова Е.В. Инновации и дифференцированный подход к использованию артикуляционной
гимнастики в коррекции звукопроизношения ...................................................................................................................... 46
Ленкова А.С. Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом ..................................................................... 48
Пенчук Н.Н. Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры для детей с ДЦП .............................................. 51
Потемкина Н.Н. Коррекционно-развивающее обучение детей с учетом особенности их восприятия ........................ 53
Старченко Ж.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями развития в общеобразовательном
учреждении ........................................................................................................................................................................... 55
Тасуева М.А., Артеменко О.Н. Социально-педагогические методы поддержки детей с синдромом Дауна .............. 58
Тасуева М.А., Шеховцова Т.С. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации ......................... 61
Ченцова С.В. Особенности страхов у детей с аутизмом ............................................................................................... 63
Ченцова С.В. Особенности коммуникативного развития у детей с расстройствами аутистического спектра ............ 65
Чукалина Ю.А., Кожанова Н.С. Коррекционно-педагогическая работа по исправлению недостатков мышления
глухих детей с кохлеарной имплантацией ........................................................................................................................... 67
Шрамко А.А., Черепкова Н.В. Психологические особенности детей с дисграфией ................................................... 70
3
Стр.3
Секция 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Воробьева Г.Е. Одно из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья – обучение родителей .................................................................................................................. 73
Дубасова Т.Н. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном
учреждении общего типа ...................................................................................................................................................... 76
Маркова Р.Д., Сафонова Т.В. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении семейного воспитания
школьников ........................................................................................................................................................................... 79
Смыслова В.А. Изучение личностных особенностей детей с ОВЗ в период адаптации .............................................. 81
Секция 4
ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авилова П.А. Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения посредством пескотерапии ........ 84
Еремина Л.И. Использование технологий креативного развития в инклюзивном образовании .................................. 87
Караблева А.И. Логопедическое сопровождение как необходимый элемент механизма инклюзивного
образования .......................................................................................................................................................................... 89
Кочеткова Е.О. Актуальные проблемы терминологии в контексте образовательной инклюзии ................................ 92
Самойлов Н.В. Польза арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного образования .................................................................................................................................................. 94
Соловьева О.В., Курганская Ю.В. Инклюзивное образование как база для успешного обучения детей
с дисграфией ......................................................................................................................................................................... 96
Соловьева О.В., Пехтерева Н.Н. Современные проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья ...................................................................................................................................................... 99
Теребенина Т.И. К вопросу об инклюзивном образовании .......................................................................................... 102
Шулепова Е.А. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития
и интеллектуальной недостаточностью в условиях общеобразовательной школы ............................................................. 105
Секция 5
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Бочарова Е.В., Садовая Е.В. Художественно-творческая деятельность, как средство развития мелкой моторики
детей с дизартрией ............................................................................................................................................................... 108
Вебер А.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ринолалией ...................................................... 111
Воеводова В.Е., Бочарова Е.В. Роль межфразовых связей в организации связного высказывания у детей
с общим недоразвитием речи ............................................................................................................................................... 114
Григорьева Е.М., Коротовских Т.В. Нарушения формирования лексики у дошкольников с ОНР ............................ 117
Дворникова Е.Н., Бочарова Е.В. Особенности содержания логопедической работы на индивидуальных
занятиях по закреплению правильного произношения ........................................................................................................ 121
Дерябина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста с ОНР ............... 124
Еремина В.В. Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями .................................. 127
Бондаренко О.В., Коротовских Т.В. Роль пространственных представлений в формировании предложнопадежных
конструкций у детей с ОНР ................................................................................................................................. 128
Кандакова Я.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями ........................ 130
Кислицына Е.С., Лысенина Е.М., Пяшкур Ю.С. Особенности фонематической системы у детей с ринолалией ... 133
Кислицына Е.С., Лысенина Е.М., Пяшкур Ю.С. Словарный запас у детей старшего дошкольного возраста
как показатель развития их речи .......................................................................................................................................... 135
Качалкова Н.А. Мнемотехника как средство формирования связной монологической речи ..................................... 138
Корнеева С.А., Чепелева Е.И., Карашевская Е.В. Развитие креативности у дошкольников с общим
недоразвитием речи средствами компьютерно-игрового компекса ..................................................................................... 141
Коротовских Т.В., Стойкова Н.А. Моделирование как способ развития творческого рассказывания детей
дошкольного возраста с ОНР ............................................................................................................................................... 144
Краюшкина Я.В., Бочарова Е.В. Особенности развития речевых и моторных функций при дизартрии ................... 147
4
Стр.4
Левина О.В., Бочарова Е.В. Сравнительный анализ психолого-педагогической характеристики детей,
страдающих дислалией и дизартрией .................................................................................................................................. 150
Локтева А.В. Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста .............. 153
Морякина Е.Е., Климкина Е.А. Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста
при коррекции звукопроизношения сигматизмов ................................................................................................................ 156
Никитянская Я.В., Климкина Е.А. Использование логопедического массажа при дизартрических
расстройствах речи ............................................................................................................................................................... 158
Патракова А.И. Особенности произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха .................................... 161
Пашкова Т. Д., Климкина Е.А. Развитие речевого дыхания у детей с нарушением темпо-ритмической
организации речи .................................................................................................................................................................. 164
Пестова Е.А., Бочарова Е.В. Формирование описательно-повествовательной речи у младших школьников
с легкой умственной отсталостью ........................................................................................................................................ 167
Плетнева М.А., Бочарова Е.В. Современные представления о содержании логопедической работы
по коррекции ФФН ............................................................................................................................................................... 169
Полозкова Н.И. Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ................... 172
Пяшкур Ю.С., Останина И.П. Особенности словообразования существительных у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .......................................................................................... 175
Романцова С.А., Бочарова Е.В. Особенности воспитания и развития личности младшего школьника ..................... 177
Садовски М.В., Полозенко Е.А. Особенности формирования связной монологической речи младших
школьников с комбинированными психоречевыми нарушениями ...................................................................................... 179
Седалищева Н.А. Совершенствование звуковой стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня посредством
развития межполушарного взаимодействия ........................................................................................................................ 182
Селюкова Е.Ф., Черепкова Н.В. Коррекция дислексии и дисграфии у младших школьников в условиях
школьного логопункта ......................................................................................................................................................... 185
Соломкина Н.Е. Роль подвижных игр в развитии дошкольников, имеющих нарушения речи ................................... 187
Шабло Д.Е., Коротовских Т.В. Особенности развития звуко-слоговой структуры слова у детей с общим
недоразвитием речи II–III уровня ......................................................................................................................................... 189
Широкшина А.С., Пяшкур Ю.С. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических
занятиях ................................................................................................................................................................................ 192
Секция 6
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР ....... 194
Болгарова М.А, Боброва А.А. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития в условиях полифункциональной среды темной сенсорной комнаты ....................... 197
Болгарова М.А., Сорокина А.В., Черемушкина А.С. Развитие познавательной сферы детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты ..................... 201
Ибрагимова Г.Р., Рассказова Н.П. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР ................. 206
Ежова Н.Ю. Коррекционно-развивающие технологии на уроках математики в обучении детей с задержкой
психического развития ......................................................................................................................................................... 209
Зотова И.Н. Формирование основ национального самосознания у воспитанников и учащихся, имеющих
недостатки в интеллектуальном развитии и проживающих в условиях школы-интерната ................................................. 212
Калчу А.С. Программа спецкурса по национально-региональному компоненту по развитию речи для 1–4 классов
школ VIII вида ...................................................................................................................................................................... 215
Козловская Г.Ю., Гоцкина Т.А. Использование мультимедиа технологий в развитии речи детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития .................................................................................................... 218
Кочиева О.А., Борозинец Н.М. Значение внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста
с интелектуальной недостаточностью .................................................................................................................................. 221
Лоханева Д.И., Скоробогатова Н.В. Особенности поведения и его коррекция у детей младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости с признаками психологического насилия ......................................... 223
Новикова Т.Н. Нормативно-правовое сопровождение в образовательной организации для детей
с ограниченными возможностями здоровья ......................................................................................................................... 226
Пушина А.Э. Характеристика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития ......................................................................................................................................................... 229
Юдицкая А.С., Скрябина Д.Ю. Адаптация ребенка с синдромом Дауна в условиях реабилитационного
центра ................................................................................................................................................................................... 231
5
Стр.5
Секция 7
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ,
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Гимазетдинова Г.Р., Марченко М.А. Организация взаимодействия ДОУ и семьи как необходимое условие
повышение качества дошкольного образования .................................................................................................................. 233
Гусева М.И. Особенности общения подростков в коллективе ...................................................................................... 236
Елисеева О.Н. Работа с родителями по снижению агрессии у гиперактивных детей старшего дошкольного
возраста на основе экспериментальных данных .................................................................................................................. 239
Иванова Э.В., Киугель К.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в группах детей
с компенсирующей направленностью .................................................................................................................................. 242
Казакова Л.А. Тенденции развития социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
на рубеже XX–XXI веков ..................................................................................................................................................... 245
Мансурова Ю.В. Характеристика психологических особенностей семьи ребенка с речевой патологией .................. 248
Секция 8
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО
И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Давыдова Р.А. Социализация обучающихся в условиях специального инклюзивного образования .......................... 251
Зотова И.Н. Программа спецкурса по национально-региональному компоненту по социально-бытовой
ориентировке ........................................................................................................................................................................ 254
Карабецкая Л.И. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы .................... 257
Елисеева О.Н. Педагоги ДОУ как субъекты коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей
старшего дошкольного возраста .......................................................................................................................................... 259
Калчу А.С. Методические рекомендации к изучению темы: «Национальная игрушка – кукла» ................................. 261
Калчу А.С. Методические рекомендации к изучению темы: «Одежда и обувь народа ханты» ................................... 263
Кожакарь Л.С. К вопросу социализации детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной
организации .......................................................................................................................................................................... 265
Каракотова Е.В. Взаимодействие психолога дошкольного учреждения с семьей как основа эффективного
психокоррекционного процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии ................................................................... 267
Михайлова Д.И. Социализация лиц с ДЦП в рамках социальной интеграции ............................................................ 270
Пенчук Н.Н. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи ............................................................ 272
6
Стр.6