Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Современные проблемы общей и специальной педагогики

0   0
АвторыКоротовских Татьяна Владимировна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц274
ID342270
АннотацияСборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием посвящен актуальным теоретическим и практическим аспектам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В данный выпуск вошли статьи ученых-исследователей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, руководителей ОУ, аспирантов, магистрантов, студентов психолого-педагогических специальностей, раскрывающие сущность обсуждаемой проблемы. Материалы сборника могут быть полезны специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современные проблемы общей и специальной педагогики : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с международ. участием / ред. Т. В. Коротовских .— Сургут : РИО СурГПУ, 2015 .— 274 с. — URL: https://rucont.ru/efd/342270 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Часть 2 : Специальное образование на современном этапе: теория и практика : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; отв. ред. к.п.н., доцент Т.В. Коротовских. <...> Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем развития и нарушением слуха . <...> Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом . <...> Изучение личностных особенностей детей с ОВЗ в период адаптации . <...> Логопедическое сопровождение как необходимый элемент механизма инклюзивного образования . <...> Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью в условиях общеобразовательной школы . <...> Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ринолалией . <...> Нарушения формирования лексики у дошкольников с ОНР . <...> Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста с ОНР . <...> Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями . <...> Особенности произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха . <...> Формирование описательно-повествовательной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью . <...> Особенности формирования связной монологической речи младших школьников с комбинированными психоречевыми нарушениями . <...> Коррекция дислексии и дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта . <...> Роль подвижных игр в развитии дошкольников, имеющих нарушения речи . <...> Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР . <...> Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях полифункциональной среды темной сенсорной комнаты . <...> Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты . <...> Коммуникативная деятельность <...>
Современные_проблемы_общей_и_специальной_педагогики.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Часть 2 СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием СУРГУТ 2015 1
Стр.1
УДК 37.013(08) ББК 74.0я431 С 56 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Кожанова Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования СурГПУ Степина О.С., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования СурГПУ Ответственный редактор: Коротовских Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет» С 56 Современные проблемы общей и специальной педагогики. Часть 2 : Специальное образование на современном этапе: теория и практика : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; отв. ред. к.п.н., доцент Т.В. Коротовских. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 273, [1] с. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием посвящен актуальным теоретическим и практическим аспектам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В данный выпуск вошли статьи ученых-исследователей, учителейдефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, руководителей ОУ, аспирантов, магистрантов, студентов психолого-педагогических специальностей, раскрывающие сущность обсуждаемой проблемы. Материалы сборника могут быть полезны специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. УДК 37.013(08) ББК 74.0я431 © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 2
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е Секция 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зотова И.Н. Программа по формированию основ национального самосознания у младших школьников .................. 7 Мухортова Е.Н., Демиденко О.П. Профилактика школьной дезадаптации у учащихся с умственной отсталостью средствами арттерапии ......................................................................................................................................................... 10 Новикова Т.Н. Нормативно-правовое сопровождение в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья ......................................................................................................................... 13 Носко И.В. Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки магистров к работе в условиях инклюзивного образования ................................................................................................................................ 16 Сегова Т. Д. Возможности метода проекта в развитии коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста .......................................................................................................................................................... 19 Федорова Е.А. Формирование учебно-исследовательской культуры младших школьников ....................................... 22 Секция 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Базилевич В.В., Кондрашова Н.Г. Некоторые особенности образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ......................................................................................................................... 26 Беляева Т.А. Игра и её роль в развитии речи ребенка дошкольного возраста ............................................................. 29 Веретенникова Н.С. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников, страдающих церебральным параличом ..................................................................................................................................................... 32 Грязных К.Н., Юдина В.А. Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем развития и нарушением слуха .............................................................................................................................................. 35 Дешина Н.В. Основные требования к процессу обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развитии ................................................................................................................................................................................ 38 Дадашова К.А. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия .................. 40 Зотова И.Н. Развитие познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории ................................................................................................................................................................ 43 Калугина О.В., Бочарова Е.В. Инновации и дифференцированный подход к использованию артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения ...................................................................................................................... 46 Ленкова А.С. Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом ..................................................................... 48 Пенчук Н.Н. Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры для детей с ДЦП .............................................. 51 Потемкина Н.Н. Коррекционно-развивающее обучение детей с учетом особенности их восприятия ........................ 53 Старченко Ж.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями развития в общеобразовательном учреждении ........................................................................................................................................................................... 55 Тасуева М.А., Артеменко О.Н. Социально-педагогические методы поддержки детей с синдромом Дауна .............. 58 Тасуева М.А., Шеховцова Т.С. Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации ......................... 61 Ченцова С.В. Особенности страхов у детей с аутизмом ............................................................................................... 63 Ченцова С.В. Особенности коммуникативного развития у детей с расстройствами аутистического спектра ............ 65 Чукалина Ю.А., Кожанова Н.С. Коррекционно-педагогическая работа по исправлению недостатков мышления глухих детей с кохлеарной имплантацией ........................................................................................................................... 67 Шрамко А.А., Черепкова Н.В. Психологические особенности детей с дисграфией ................................................... 70 3
Стр.3
Секция 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Воробьева Г.Е. Одно из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья – обучение родителей .................................................................................................................. 73 Дубасова Т.Н. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении общего типа ...................................................................................................................................................... 76 Маркова Р.Д., Сафонова Т.В. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении семейного воспитания школьников ........................................................................................................................................................................... 79 Смыслова В.А. Изучение личностных особенностей детей с ОВЗ в период адаптации .............................................. 81 Секция 4 ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Авилова П.А. Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения посредством пескотерапии ........ 84 Еремина Л.И. Использование технологий креативного развития в инклюзивном образовании .................................. 87 Караблева А.И. Логопедическое сопровождение как необходимый элемент механизма инклюзивного образования .......................................................................................................................................................................... 89 Кочеткова Е.О. Актуальные проблемы терминологии в контексте образовательной инклюзии ................................ 92 Самойлов Н.В. Польза арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования .................................................................................................................................................. 94 Соловьева О.В., Курганская Ю.В. Инклюзивное образование как база для успешного обучения детей с дисграфией ......................................................................................................................................................................... 96 Соловьева О.В., Пехтерева Н.Н. Современные проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ...................................................................................................................................................... 99 Теребенина Т.И. К вопросу об инклюзивном образовании .......................................................................................... 102 Шулепова Е.А. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью в условиях общеобразовательной школы ............................................................. 105 Секция 5 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Бочарова Е.В., Садовая Е.В. Художественно-творческая деятельность, как средство развития мелкой моторики детей с дизартрией ............................................................................................................................................................... 108 Вебер А.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ринолалией ...................................................... 111 Воеводова В.Е., Бочарова Е.В. Роль межфразовых связей в организации связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи ............................................................................................................................................... 114 Григорьева Е.М., Коротовских Т.В. Нарушения формирования лексики у дошкольников с ОНР ............................ 117 Дворникова Е.Н., Бочарова Е.В. Особенности содержания логопедической работы на индивидуальных занятиях по закреплению правильного произношения ........................................................................................................ 121 Дерябина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста с ОНР ............... 124 Еремина В.В. Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями .................................. 127 Бондаренко О.В., Коротовских Т.В. Роль пространственных представлений в формировании предложнопадежных конструкций у детей с ОНР ................................................................................................................................. 128 Кандакова Я.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями ........................ 130 Кислицына Е.С., Лысенина Е.М., Пяшкур Ю.С. Особенности фонематической системы у детей с ринолалией ... 133 Кислицына Е.С., Лысенина Е.М., Пяшкур Ю.С. Словарный запас у детей старшего дошкольного возраста как показатель развития их речи .......................................................................................................................................... 135 Качалкова Н.А. Мнемотехника как средство формирования связной монологической речи ..................................... 138 Корнеева С.А., Чепелева Е.И., Карашевская Е.В. Развитие креативности у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерно-игрового компекса ..................................................................................... 141 Коротовских Т.В., Стойкова Н.А. Моделирование как способ развития творческого рассказывания детей дошкольного возраста с ОНР ............................................................................................................................................... 144 Краюшкина Я.В., Бочарова Е.В. Особенности развития речевых и моторных функций при дизартрии ................... 147 4
Стр.4
Левина О.В., Бочарова Е.В. Сравнительный анализ психолого-педагогической характеристики детей, страдающих дислалией и дизартрией .................................................................................................................................. 150 Локтева А.В. Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста .............. 153 Морякина Е.Е., Климкина Е.А. Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов ................................................................................................................ 156 Никитянская Я.В., Климкина Е.А. Использование логопедического массажа при дизартрических расстройствах речи ............................................................................................................................................................... 158 Патракова А.И. Особенности произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха .................................... 161 Пашкова Т. Д., Климкина Е.А. Развитие речевого дыхания у детей с нарушением темпо-ритмической организации речи .................................................................................................................................................................. 164 Пестова Е.А., Бочарова Е.В. Формирование описательно-повествовательной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью ........................................................................................................................................ 167 Плетнева М.А., Бочарова Е.В. Современные представления о содержании логопедической работы по коррекции ФФН ............................................................................................................................................................... 169 Полозкова Н.И. Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ................... 172 Пяшкур Ю.С., Останина И.П. Особенности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .......................................................................................... 175 Романцова С.А., Бочарова Е.В. Особенности воспитания и развития личности младшего школьника ..................... 177 Садовски М.В., Полозенко Е.А. Особенности формирования связной монологической речи младших школьников с комбинированными психоречевыми нарушениями ...................................................................................... 179 Седалищева Н.А. Совершенствование звуковой стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня посредством развития межполушарного взаимодействия ........................................................................................................................ 182 Селюкова Е.Ф., Черепкова Н.В. Коррекция дислексии и дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта ......................................................................................................................................................... 185 Соломкина Н.Е. Роль подвижных игр в развитии дошкольников, имеющих нарушения речи ................................... 187 Шабло Д.Е., Коротовских Т.В. Особенности развития звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II–III уровня ......................................................................................................................................... 189 Широкшина А.С., Пяшкур Ю.С. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях ................................................................................................................................................................................ 192 Секция 6 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР ....... 194 Болгарова М.А, Боброва А.А. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях полифункциональной среды темной сенсорной комнаты ....................... 197 Болгарова М.А., Сорокина А.В., Черемушкина А.С. Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты ..................... 201 Ибрагимова Г.Р., Рассказова Н.П. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР ................. 206 Ежова Н.Ю. Коррекционно-развивающие технологии на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития ......................................................................................................................................................... 209 Зотова И.Н. Формирование основ национального самосознания у воспитанников и учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии и проживающих в условиях школы-интерната ................................................. 212 Калчу А.С. Программа спецкурса по национально-региональному компоненту по развитию речи для 1–4 классов школ VIII вида ...................................................................................................................................................................... 215 Козловская Г.Ю., Гоцкина Т.А. Использование мультимедиа технологий в развитии речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .................................................................................................... 218 Кочиева О.А., Борозинец Н.М. Значение внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста с интелектуальной недостаточностью .................................................................................................................................. 221 Лоханева Д.И., Скоробогатова Н.В. Особенности поведения и его коррекция у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости с признаками психологического насилия ......................................... 223 Новикова Т.Н. Нормативно-правовое сопровождение в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья ......................................................................................................................... 226 Пушина А.Э. Характеристика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ......................................................................................................................................................... 229 Юдицкая А.С., Скрябина Д.Ю. Адаптация ребенка с синдромом Дауна в условиях реабилитационного центра ................................................................................................................................................................................... 231 5
Стр.5
Секция 7 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Гимазетдинова Г.Р., Марченко М.А. Организация взаимодействия ДОУ и семьи как необходимое условие повышение качества дошкольного образования .................................................................................................................. 233 Гусева М.И. Особенности общения подростков в коллективе ...................................................................................... 236 Елисеева О.Н. Работа с родителями по снижению агрессии у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных данных .................................................................................................................. 239 Иванова Э.В., Киугель К.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в группах детей с компенсирующей направленностью .................................................................................................................................. 242 Казакова Л.А. Тенденции развития социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на рубеже XX–XXI веков ..................................................................................................................................................... 245 Мансурова Ю.В. Характеристика психологических особенностей семьи ребенка с речевой патологией .................. 248 Секция 8 СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Давыдова Р.А. Социализация обучающихся в условиях специального инклюзивного образования .......................... 251 Зотова И.Н. Программа спецкурса по национально-региональному компоненту по социально-бытовой ориентировке ........................................................................................................................................................................ 254 Карабецкая Л.И. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы .................... 257 Елисеева О.Н. Педагоги ДОУ как субъекты коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста .......................................................................................................................................... 259 Калчу А.С. Методические рекомендации к изучению темы: «Национальная игрушка – кукла» ................................. 261 Калчу А.С. Методические рекомендации к изучению темы: «Одежда и обувь народа ханты» ................................... 263 Кожакарь Л.С. К вопросу социализации детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации .......................................................................................................................................................................... 265 Каракотова Е.В. Взаимодействие психолога дошкольного учреждения с семьей как основа эффективного психокоррекционного процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии ................................................................... 267 Михайлова Д.И. Социализация лиц с ДЦП в рамках социальной интеграции ............................................................ 270 Пенчук Н.Н. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи ............................................................ 272 6
Стр.6