Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в языкознание (220,00 руб.)

0   0
Первый авторИванова У. Ю.
ИздательствоМ.: МГИ им. Е.Р. Дашковой
Страниц88
ID342256
АннотацияУчебное пособие представляет собой краткий экскурс по основам языкознания. Автор попытался в доступной форме донести сложный материал, описав основные этапы развития языкознания и рассмотрев основную терминологию, связанную с данной лингвистической дисциплиной.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 45.05.01 Перевод и переводоведение и специализирующихся в области переводоведения и межкультурной коммуникации, а также для всех, интересующихся вопросами общего языкознания.
ISBN978-5-89903-191-5
УДК81(075.8)
ББК81
Иванова, У.Ю. Введение в языкознание : учебное пособие / У.Ю. Иванова .— Москва : МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2015 .— 88 с. — ISBN 978-5-89903-191-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/342256 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю., 2015 ВВедение языкознание (лингвистика, языковедение) – это наука, изучающая человеческий язык вообще и естественные языки (то есть такие языки, на которых говорят, говорили и могут говорить в будущем). несмотря на огромное количество естественных языков (в мире насчитывается около трёх тысяч языков и диалектов) и их качественное разнообразие, в них имеются общие черты, позволяющие говорить о человеческом языке вообще. иными словами, человеческий язык представляет собой совокупность свойств, присущих естественным языкам. <...> Первоначально (Древняя индия, китай, греция, рим) исследовался только один язык соответствующего государства. абстрактными обобщениями относительно свойств человеческого языка занимались такие философы, как аристотель, Платон, стоики и др. <...> Постепенно, по мере накопления знаний об окружающем мире вообще и о других языках в частности, языкознание разработало фундаментальные теоретические положения о сущности человеческого языка. современное языкознание – это сложная, многоплановая, динамично развивающая теоретическая дисциплина в составе гуманитарного знания, которая подразделяется на общее, прикладное и частное языкознание. <...> Античный период и Средние века характеризовались логическим подходом к языку, при котором слово отождествлялось с понятием, предложение – с суждением, а его составные части (члены предложения) – с элементами суждения, субъектом и предикатом. <...> Хомский, 1960-е) рассматривает язык с точки зрения порождения речи, то есть правил образования предложений; – семантика исследует значения языковых единиц; – когнитивная лингвистика изучает языковую картину мира, категории психологии и мышления через язык; – прагматика рассматривает язык как средство общения людей, с точки зрения тех, кто на нём говорит – то есть исследует, как условия, цели, участники и т.п. влияют на значение и функционирование языковых единиц; – теория речевых актов изучает законы <...>
Введение_в_языкознание.pdf
Стр.2
Стр.86
Стр.87
Введение_в_языкознание.pdf
Удк 800 (075.8) ББк 81 И 17 И 17 Иванова, У.Ю. введение в языкознание [текст]: учебное пособие / у.Ю. иванова. – М.: Мги им. Е.р. Дашковой, 2015. – 88 с. ISBN 978-5-89903-191-5 учебное пособие представляет собой краткий экскурс по основам языкознания. автор попытался в доступной форме донести сложный материал, описав основные этапы развития языкознания и рассмотрев основную терминологию, связанную с данной лингвистической дисциплиной. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 45.05.01 Перевод и переводоведение и специализирующихся в области переводоведения и межкультурной коммуникации, а также для всех, интересующихся вопросами общего языкознания. Удк 800 (075.8) ББк 81 © Московский гуманитарный институт им. Е.р. Дашковой, 2015 ISBN 978-5-89903-191-5 © иванова у.Ю., 2015
Стр.2
содержание Введение ........................................................................................................................3 ЧаСТь I. СУщноСТь языка глава 1.1. Язык как общественное явление ................................................................6 глава 1.2. Язык и мышление ........................................................................................9 1. связь языка и мышления .................................................................................9 2. возможно ли мышление без языка и язык без мышления? .......................11 3. как проявляется взаимосвязь между языком и мышлением в развитии человека? ......................................................................................13 глава 1.3. классификация языков ..............................................................................14 1. генетическая (генеалогическая) классификация языков ............................14 2. ареальная классификация языков ................................................................20 3. типологическая классификация языков .......................................................20 глава 1.4. Язык как система знаков ...........................................................................21 1. Понятие знака .................................................................................................21 2. специфика языкового знака ..........................................................................22 ЧаСТь II. СИСТема И СТРУкТУРа. паРадИГмаТИка И СИнТаГмаТИка глава 2.1. Язык и речь .................................................................................................26 глава 2.2. уровни и единицы языка и речи ...............................................................28 глава 2.3. синхрония и диахрония ............................................................................29 глава 2.4. Происхождение языка ...............................................................................31 1. группы гипотез о происхождении языка .....................................................31 2. современные представления о происхождении языка ...............................33 глава 2.5. образование языков и развитие общества ..............................................35 1. Языки первобытнообщинного строя ............................................................36 2. Языки древнейших государств .....................................................................37 3. Языки средневековой Европы .......................................................................37 4. образование и развитие национальных языков ..........................................39 глава 2.6. основные закономерности исторического развития языков ...........................................................................39 1. внешние закономерности исторического развития ....................................39 2. внутренние закономерности исторического развития языков ..................40 3. Пути обогащения лексики .............................................................................45 глава 2.7. территориальная и социальная дифференциация языка .......................47 ЧаСТь III. ФонеТИка глава 3.1. особенности изучения звуков ..................................................................52 1. акустический аспект изучения звуков речи ................................................52 2. артикуляционный аспект изучения звуков речи .........................................53 3. Функциональный аспект изучения звуков речи ..........................................53 86
Стр.86
глава 3.2. классификация фонем и звуков речи.......................................................55 1. Дистрибуция фонем и аллофонов.................................................................55 2. виды классификаций .....................................................................................55 3. Звуки в потоке речи ........................................................................................57 4. орфоэпия ........................................................................................................58 ЧаСТь IV. пИСьмо глава 4.1. Формы письма ............................................................................................59 1. Пиктография ...................................................................................................59 2. идеография .....................................................................................................59 3. Фонография ....................................................................................................60 глава 4.2. алфавиты ...................................................................................................61 1. Финикийское письмо и восточные алфавиты .............................................61 2. Латинский алфавит ........................................................................................62 3. славянский алфавит (кириллица) .................................................................63 глава 4.3. графика и орфография ..............................................................................64 1. Чтение и написание слов ...............................................................................64 2. транслитерация и транскрипция ..................................................................65 ЧаСТь V. ГРаммаТИка глава 5.1. основные понятия грамматики ................................................................67 1. грамматическая категория.............................................................................67 2. Морфема ..........................................................................................................68 3. Части речи .......................................................................................................71 глава 5.2. синтаксис ...................................................................................................72 1. словосочетание ..............................................................................................72 2. Предложение и высказывание .......................................................................73 3. синтаксическая структура предложения .....................................................74 4. актуальное членение .....................................................................................76 ЧаСТь VI. ЛекСИка глава 6.1. Лексическое значение................................................................................78 1. семантика лексического знака ......................................................................78 2. Прагматика лексического знака ....................................................................79 3. системные связи между значениями слов ...................................................80 4. асимметрия лексического знака ...................................................................81 глава 6.2. семантическая структура слова ...............................................................82 1. структура слова ..............................................................................................82 2. Фразеологизмы, устойчивые сочетания .......................................................83 3. Лексикография ................................................................................................83 Рекомендуемая литература .....................................................................................85
Стр.87