Ю., 2015 ВВедение языкознание (лингвистика, языковедение) – это наука, изучающая человеческий язык вообще и естественные языки (то есть такие языки, на которых говорят, говорили и могут говорить в будущем). несмотря на огромное количество естественных языков (в мире насчитывается около трёх тысяч языков и диалектов) и их качественное разнообразие, в них имеются общие черты, позволяющие говорить о человеческом языке вообще. иными словами, человеческий язык представляет собой совокупность свойств, присущих естественным языкам. <...> Первоначально (Древняя индия, китай, греция, рим) исследовался только один язык соответствующего государства. абстрактными обобщениями относительно свойств человеческого языка занимались такие философы, как аристотель, Платон, стоики и др. <...> Постепенно, по мере накопления знаний об окружающем мире вообще и о других языках в частности, языкознание разработало фундаментальные теоретические положения о сущности человеческого языка. современное языкознание – это сложная, многоплановая, динамично развивающая теоретическая дисциплина в составе гуманитарного знания, которая подразделяется на общее, прикладное и частное языкознание. <...> Античный период и Средние века характеризовались логическим подходом к языку, при котором слово отождествлялось с понятием, предложение – с суждением, а его составные части (члены предложения) – с элементами суждения, субъектом и предикатом. <...> Хомский, 1960-е) рассматривает язык с точки зрения порождения речи, то есть правил образования предложений; – семантика исследует значения языковых единиц; – когнитивная лингвистика изучает языковую картину мира, категории психологии и мышления через язык; – прагматика рассматривает язык как средство общения людей, с точки зрения тех, кто на нём говорит – то есть исследует, как условия, цели, участники и т.п. влияют на значение и функционирование языковых единиц; – теория речевых актов изучает законы <...>
Введение_в_языкознание.pdf
Удк 800 (075.8)
ББк 81
И 17
И 17
Иванова, У.Ю.
введение в языкознание [текст]: учебное пособие
/ у.Ю. иванова. – М.: Мги им. Е.р. Дашковой, 2015. – 88 с.
ISBN 978-5-89903-191-5
учебное пособие представляет собой краткий экскурс по
основам языкознания. автор попытался в доступной форме донести
сложный материал, описав основные этапы развития языкознания и
рассмотрев основную терминологию, связанную с данной лингвистической
дисциплиной.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
45.05.01 Перевод и переводоведение и специализирующихся в
области переводоведения и межкультурной коммуникации, а также
для всех, интересующихся вопросами общего языкознания.
Удк 800 (075.8)
ББк 81
© Московский гуманитарный институт
им. Е.р. Дашковой, 2015
ISBN 978-5-89903-191-5 © иванова у.Ю., 2015
Стр.2
содержание
Введение ........................................................................................................................3
ЧаСТь I. СУщноСТь языка
глава 1.1. Язык как общественное явление ................................................................6
глава 1.2. Язык и мышление ........................................................................................9
1. связь языка и мышления .................................................................................9
2. возможно ли мышление без языка и язык без мышления? .......................11
3. как проявляется взаимосвязь между языком и мышлением
в развитии человека? ......................................................................................13
глава 1.3. классификация языков ..............................................................................14
1. генетическая (генеалогическая) классификация языков ............................14
2. ареальная классификация языков ................................................................20
3. типологическая классификация языков .......................................................20
глава 1.4. Язык как система знаков ...........................................................................21
1. Понятие знака .................................................................................................21
2. специфика языкового знака ..........................................................................22
ЧаСТь II. СИСТема И СТРУкТУРа.
паРадИГмаТИка И СИнТаГмаТИка
глава 2.1. Язык и речь .................................................................................................26
глава 2.2. уровни и единицы языка и речи ...............................................................28
глава 2.3. синхрония и диахрония ............................................................................29
глава 2.4. Происхождение языка ...............................................................................31
1. группы гипотез о происхождении языка .....................................................31
2. современные представления о происхождении языка ...............................33
глава 2.5. образование языков и развитие общества ..............................................35
1. Языки первобытнообщинного строя ............................................................36
2. Языки древнейших государств .....................................................................37
3. Языки средневековой Европы .......................................................................37
4. образование и развитие национальных языков ..........................................39
глава 2.6. основные закономерности
исторического развития языков ...........................................................................39
1. внешние закономерности исторического развития ....................................39
2. внутренние закономерности исторического развития языков ..................40
3. Пути обогащения лексики .............................................................................45
глава 2.7. территориальная и социальная дифференциация языка .......................47
ЧаСТь III. ФонеТИка
глава 3.1. особенности изучения звуков ..................................................................52
1. акустический аспект изучения звуков речи ................................................52
2. артикуляционный аспект изучения звуков речи .........................................53
3. Функциональный аспект изучения звуков речи ..........................................53
86
Стр.86
глава 3.2. классификация фонем и звуков речи.......................................................55
1. Дистрибуция фонем и аллофонов.................................................................55
2. виды классификаций .....................................................................................55
3. Звуки в потоке речи ........................................................................................57
4. орфоэпия ........................................................................................................58
ЧаСТь IV. пИСьмо
глава 4.1. Формы письма ............................................................................................59
1. Пиктография ...................................................................................................59
2. идеография .....................................................................................................59
3. Фонография ....................................................................................................60
глава 4.2. алфавиты ...................................................................................................61
1. Финикийское письмо и восточные алфавиты .............................................61
2. Латинский алфавит ........................................................................................62
3. славянский алфавит (кириллица) .................................................................63
глава 4.3. графика и орфография ..............................................................................64
1. Чтение и написание слов ...............................................................................64
2. транслитерация и транскрипция ..................................................................65
ЧаСТь V. ГРаммаТИка
глава 5.1. основные понятия грамматики ................................................................67
1. грамматическая категория.............................................................................67
2. Морфема ..........................................................................................................68
3. Части речи .......................................................................................................71
глава 5.2. синтаксис ...................................................................................................72
1. словосочетание ..............................................................................................72
2. Предложение и высказывание .......................................................................73
3. синтаксическая структура предложения .....................................................74
4. актуальное членение .....................................................................................76
ЧаСТь VI. ЛекСИка
глава 6.1. Лексическое значение................................................................................78
1. семантика лексического знака ......................................................................78
2. Прагматика лексического знака ....................................................................79
3. системные связи между значениями слов ...................................................80
4. асимметрия лексического знака ...................................................................81
глава 6.2. семантическая структура слова ...............................................................82
1. структура слова ..............................................................................................82
2. Фразеологизмы, устойчивые сочетания .......................................................83
3. Лексикография ................................................................................................83
Рекомендуемая литература .....................................................................................85
Стр.87