ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА Валерий СЕНДЕРОВ Как лгут о Константине Леонтьеве Опыт неосоветских фальсификаций "оптинского отшельника " "Константин Леонтьев продолжает оставаться для подавляющей части нашей интеллигенции величиной загадочной и неизвестной. <...> Кто же он, этот "неузнанный гений", как назвал его Дмитрий Лихачев в недавнем интервью газете "Правда". <...> А сборник "Записки отшельника" (предисловие к нему Виктора Кочеткова мы как раз и процитировали) - один из трех из - данных за последние годы. <...> Но не будем ни придираться", ни забегать вперед: считать появившуюся продукцию публикациями можно подчас лишь при весьма формальном подходе, а тому, КАК издают Леонтьева, именно и посвящена настоящая заметка. <...> трудно не согласиться: такая "распространенность" одного из крупнейших русских мыслителей выглядит, на фоне "закидан137 творчества ности" книжного рынка сколько-нибудь известными именами, действительно вопиюще. <...> Цензура на издание философов прошлого практически сошла на нет где-то в начале девяностых годов: ведущему арьергардные бои коммунизму было уже не до них. <...> Недавно в газетах промелькнуло сообщение о том, что в Троице-Сергиевой Лавре восстановлены могилы Константина Леонтьева и Василия Розанова, уничтоженные в начале 20-х годов, когда развернулась кампания борьбы с "идеологами российской реакции" и "адептами церковного мракобесия . <...> Или и объективность, и "долой прогресс, да здравствует реакция!" - просто весьма привычная, нисколько ментально не новая смена идеологических клише? <...> Константин Леонтьев начал "возвращение" к нам как литератор: в 1991 году вышла книга "Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания" (Современник, М., 1991). <...> Художественное творчество Леонтьева ставили высоко такие разные и взыскательные ценители как И. Тургенев <...> Но остался он в истории, без сомнения, прежде всего как православный мыслитель, философ, публицист. <...> Интеллектуальное творчество "оптинского отшельника" было "лакмусовой <...>