Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Социально-гуманитарный институт Кафедра философии, права и социально-политических дисциплин Уровень подготовки кадров высшей квалификации: аспирантура ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Рабочая программа дисциплины (кандидатского экзамена) Направление подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические науки» Научные специальности: 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» Направление подготовки: 46.06.01 «Исторические науки и археология» Научная специальность: 07.00.10 «История науки и техники» Направление подготовки: 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» Научная специальность: 09.00.01 «Онтология и теория познания» Направление подготовки: 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» Научная специальность: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» Направление подготовки: 44.06.01 «Культурология» Научные специальности: 24.00.01 «Теория и история культуры», 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» Квалификация выпускника: «Исследователь. <...> Преподаватель-исследователь» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2015 1 Программа кандидатского экзамена составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлениям подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 902 от 30 июля 2014 г.), 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 903 от 30 июля 2014 г.), 46.06.01 «Исторические науки и археология» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 904 от 30 июля 2014 г.), 47.06.01 «Философия, этика <...>
История_и_философия_науки_рабочая_программа_дисциплины_(кандидатского_экзамена).pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра философии, права и социально-политических дисциплин
Уровень подготовки кадров высшей квалификации:
аспирантура
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Рабочая программа дисциплины (кандидатского экзамена)
Направление подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
Научные специальности:
13.00.05 «Теория, методика и организация
социально-культурной деятельности»,
13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»
Направление подготовки: 46.06.01 «Исторические науки и археология»
Научная специальность: 07.00.10 «История науки и техники»
Направление подготовки: 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»
Научная специальность: 09.00.01 «Онтология и теория познания»
Направление подготовки: 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
Научная специальность: 05.25.03 «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение»
Направление подготовки: 44.06.01 «Культурология»
Научные специальности:
24.00.01 «Теория и история культуры»,
24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация
историко-культурных объектов»
Квалификация выпускника:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Форма обучения:
очная, заочная
Кемерово 2015
1
Стр.1
Программа кандидатского экзамена составлена в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами высшего
образования по подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре по
направлениям подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические науки»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 902 от 30 июля 2014 г.), 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 903 от 30 июля 2014 г.), 46.06.01 «Исторические науки и археология»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 904 от 30 июля 2014 г.), 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 902 от 30 июля 2014 г.), 51.06.01 «Культурология» (утв. приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 1038 от 22 августа
2014 г.), программой-минимум кандидатского экзамена по дисциплине
«История и философия науки» (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ № 274 от 08 октября 2007 г.).
Составитель – доктор философских наук, профессор кафедры философии,
права и социально-политических дисциплин О. И. Жукова
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии,
права и социально-политических дисциплин 25.11.2014 г.,
протокол № 5.
Утверждена на заседании учебно-методического совета
социально-гуманитарного института КемГУКИ 14.04.2015 г.,
протокол № 6
История и философия науки [Текст]: рабочая программа дисциплины
(кандидатского экзамена) для аспирантов очной и заочной форм обучения
по направлениям подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические
науки» (научные специальности: 13.00.05 «Теория, методика и организация
социально-культурной деятельности», 13.00.08 «Теория и методика
профессионального образования»); 46.06.01 «Исторические науки и археология»
(научная специальность 07.00.10 «История науки и техники»);
47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (научная специальность
09.00.01 «Онтология и теория познания»); 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
(научная специальность 05.25.03 «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение»); 44.06.01 «Культурология» (научные
специальности: 24.00.01 «Теория и история культуры», 24.00.03 «Музееведение,
консервация и реставрация историко-культурных объектов»),
квалификация выпускника аспирантуры «Исследователь. Преподавательисследователь»
/ сост. О. И. Жукова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры
и искусств, 2015. – 32 с.
2
Стр.2
1. Цели освоения дисциплины
Целями изучения дисциплины «История и философия науки» являются:
–
выработать у аспирантов представление об основных методах научного
познания, их месте в духовной деятельности эпохи;
– сформировать у аспирантов принципы использования этих методов
в учебной и научной работе;
– раскрыть общие закономерности возникновения и развития науки,
показать соотношение гносеологических и ценностных подходов в прогрессе
научного знания, роль гипотезы, фактов и интерпретаций в структуре
научного исследования.
Задачи дисциплины «История и философия науки» обусловлены целями
ее изучения и могут быть определены следующим образом:
– выявить наиболее важные аспекты истории и философии науки;
указать роль методологии в процессах синтеза знаний различной природы;
– дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида
духовной деятельности;
– охарактеризовать основные периоды в развитии науки;
– определить место науки в культуре и показать основные моменты
философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
– раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного
знания и проблемы идеалов, а также критерии научности знания;
– представить структуру научного знания и описать его основные
элементы;
– составить общее представление о школах и направлениях методологии
XX в., включая анализ развития методологических традиций в СССР
и России;
– изложить особенности применения современной методологии
в естественных науках.
2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры
Дисциплина «История и философия науки» базируется на знаниях
философии, социологии, истории и теории культуры, концепций современного
естествознания, отечественной истории и входит в необходимую
базовою часть учебного плана подготовки аспиранта.
3
Стр.3
3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у соискателя
следующих универсальных компетенций:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных
достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских
и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
(УК-1);
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования,
в том числе и междисциплинарные, на основе целостного системного
научного мировоззрения с использованием знания в области истории и
философии науки (УК-2).
В результате теоретического изучения дисциплины аспирант
должен знать:
– основные этапы исторического развития науки;
– специфику и основания постановки проблемы развития науки
в XX – начале XXI в., основные стратегии описания развития науки;
– основные проблемы исследования науки как социокультурного феномена,
ее функции, законы развития и функционирования;
– этические проблемы и аспекты науки и научной деятельности;
– современное состояние философско-методологических исследований
науки;
– специфику социально-гуманитарных наук;
– методологические установки и закономерности исторического развития
гуманитарных наук;
– основные проблемы социогуманитарного знания;
– способы анализа социогуманитарного познания.
В результате практического изучения дисциплины аспирант
должен уметь:
– ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих
проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
– представлять структуру научного знания и описать его основные
элементы;
– прослеживать преемственность философских идей в области истории
и методологии науки;
– осмысливать динамику научно-технического развития в широком
социокультурном контексте;
4
Стр.4