Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие
Направление подготовки:
53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль подготовки:
«Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты
(по видам инструментов): домра, балалайка, гусли, гитара»
Кемерово 2015
1
Стр.1
УДК 78
ББК 85.315.3я73
К54
Утверждено на заседании кафедры народных инструментов
08.06.2015 г., протокол № 8.
Рекомендовано к изданию УМС института музыки
16.06.2015 г., протокол № 10.
Рецензенты:
Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств»,
д-р пед. наук, проф.;
О. В. Синельникова, зав. кафедрой оркестрово-инструментального
исполнительства ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»,
д-р искусствоведения, проф.
Князева Н. А.
К 54
Инструментоведение [Текст]: учеб. пособие по направлению подготовки 53.03.02
(073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и
струнные щипковые инструменты» / Н. А. Князева. – Кемерово: КемГИК, 2015. –
147 с.
ISBN 978-5-8154-0316-1
В учебном пособии освещены вопросы зарождения и эволюции музыкальных инструментов
симфонического и русского народного оркестров. Рассматриваются их конструктивные
особенности, музыкально-исполнительские возможности. Адресовано студентам
вузов искусств и культуры, музыкальных училищ и колледжей, руководителям музыкальноинструментальных
коллективов.
УДК 78
ББК 85.315.3.я73
ISBN 978-5-8154-0316-1
© Н. А. Князева, 2015
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Инструментоведение» является одной из профилирующих по
направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство»,
профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов –
домра, балалайка, гитара, гусли)», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр».
Курс «Инструментоведение» тесно связан с такими дисциплинами, как «История»,
«История музыки», «Чтение оркестровых партитур», «Инструментовка и переложение»,
«Дирижирование», играющими важную роль в профессиональном обучении студентов и
подготовке их к будущей практической работе в качестве руководителей художественных
коллективов, артистов оркестра (ансамбля), преподавателей специального инструмента.
Цель учебного пособия – формирование научно обоснованного представления о разнообразных
возможностях музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического
и русского народного оркестров.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать закономерности появления и развития музыкальных инструментов
в историческом контексте;
- выявить теоретические основы инструментоведения как отрасли музыковедения,
изучающей музыкальные инструменты, их конструктивные особенности и музыкальновыразительные
возможности;
- раскрыть функциональную роль музыкальных инструментов и отдельных групп в
симфоническом и русском народном оркестрах.
Содержание учебного пособия будет способствовать формированию таких профессиональных
компетенций, как:
- способность применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности
(ПК-16);
- знание конструктивных особенностей, музыкально-выразительных и технических
возможностей музыкальных инструментов (ПК-19).
Учебное пособие состоит из двух глав: «Инструментальный состав русского народного
оркестра» и «Инструментальный состав симфонического оркестра».
В первом параграфе первой главы дается определение понятию «инструментоведение»,
рассматриваются акустическая природа музыкальных инструментов и различные системы
их классификации. Второй параграф содержит краткие исторические сведения о русском
народном оркестре, партитуре и правилах записи. Третий параграф посвящен струнным
щипковым инструментам: гуслям, домрам, балалайкам, гитарам, а также актуальным на сегодняшний
день инструментам фольклорной традиции. В четвертом параграфе рассматриваются
гармоники и баяны, в пятом и шестом – народные духовые и ударные инструменты.
В первом параграфе второй главы дан исторический образ возникновения и развития
симфонического оркестра, характеризуются различные составы оркестров и виды партитур.
Во втором параграфе рассматриваются струнные смычковые инструменты; в третьем – духовые
инструменты (по видам: деревянные духовые и медные духовые); в четвертом – ударные
инструменты и в пятом – инструменты, применяемые в оркестре эпизодически.
3
Стр.3
Знание инструментов симфонического оркестра углубит знакомство студентов с богатым
наследием композиторов-классиков, творчеством отечественных и зарубежных композиторов,
будет способствовать умению практически подойти к симфонической литературе с
точки зрения возможности ее переложения для русского народного оркестра.
Изложение материала учебного пособия идет от общего к частному. В начале каждой
главы дается общее описание группы – ее состав, вид и количество инструментов, история
происхождения. Внутри глав описываются отдельные инструменты: история их появления и
развития, конструктивные особенности, диапазон, строй, характеристика регистров, способы
записи в партитуре, штрихи и способы звукоизвлечения, музыкально-выразительные возможности
и функции в оркестре.
Учебный материал пособия подкрепляется анализом партитур, иллюстрацией музыкальных
инструментов, сопровождается характерными нотными примерами, таблицами,
размещенными как в тексте, так и в приложениях.
Для организации самостоятельной работы студентов каждый параграф содержит вопросы
для самоконтроля знаний. Кроме того, к первой главе, в соответствии с профилем
подготовки студентов, предложены 2 варианта тестовых заданий.
Учебное пособие не претендует на полноту изложения. Студентам следует обращаться
к специальной литературе по инструментоведению, инструментовке, истории оркестровки
таких авторов, как: М. Чулаки, В. Кожухарь, Ю. Шишаков, В. Шахматов, В. Розанов,
А. Карс, И. Барсова, М. Имханицкий, А. Пересада и др.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
1.1.
Исторический обзор возникновения и развития музыкального инструментария.
Классификация музыкальных инструментов…………………………………….….… 5
1.2. История становления и развития русского народного оркестра. Партитура оркестра……………………………………………………………………………………..
10
1.3. Струнные народные инструменты: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские
возможности……………………………………………………… 14
1.3.1. Гусли и их разновидности…………………….………………………………… 14
1.3.2. Домры трехструнные: оркестровые разновидности инструментов……….. 23
1.3.3. Домры четырехструнные……………………………………...……….……….. 33
1.3.4. Балалайки: оркестровые разновидности инструментов…………….……….. 35
1.3.5. Гитары: семиструнная и шестиструнная……………………….………..….. 45
1.3.6. Струнные народные инструменты фольклорной традиции.…………….…... 50
1.4. Гармоники: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские
возможности…………………………………………………………………………….... 51
1.4.1. Диатонические, хроматические, оркестровые и тембровые гармоники……. 51
1.4.2. Баян, аккордеон: готовый, готово-выборный, многотембровый готововыборный………………………………………………………………………………….
56
1.5. Духовые народные инструменты: конструктивные особенности и музыкальноисполнительские
возможности…………………………………………………….….… 66
1.6. Ударные народные инструменты (мембранные и самозвучащие): конструктивные
особенности и музыкально-исполнительские возможности……………….….… 69
Тестовые задания………………………………………………………………………… 72
Выводы по главе 1………………………………………………………………………. 86
145
Стр.145
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ СИМФОНИЧЕСКОГО
ОРКЕСТРА
2.1. Исторический обзор возникновения и развития симфонического оркестра.
Партитура оркестра…………………………………………………………………….… 87
2.2. Струнные смычковые инструменты: конструктивные особенности и музыкально-исполнительские
возможности……………………..…………………………. 96
2.3. Духовые инструменты симфонического оркестра: конструктивные особенности
и музыкально-исполнительские возможности….……………………………….… 101
2.3.1. Деревянные духовые инструменты…………………………..………………..... 102
2.3.2. Медные духовые инструменты…………………………………………..….…. 106
2.4. Ударные инструменты (мембранофоны и идиофоны): конструктивные особенности
и музыкально-исполнительские возможности…………………………..……… 109
2.5. Эпизодические инструменты симфонического оркестра…………..……………. 113
Выводы по главе 2……………………………………………………………………….. 115
Заключение……………………………………………………………………………..… 116
Список литературы………………..…………………………………………………..… 117
Приложения………………………………………………………………………………. 125
146
Стр.146