Ег о основной мотив : жизн ь не - изменна, борьба добра и зл а в не й нескон - чаема и далек о н е всегд а добр о (Побеждает зло, что, пожалуй, и необязательн о и н е нужно: жизн ь вс ё равн о бесцельна. <...> И Ал - данов всегд а ка к б ы стои т в стороне от изображаемого: о н наблюдает ег о « с холод - ны м вниманием» — никогда н е вмешива - яс ь сам , н е участву я «активно», горячо в нем. <...> Временами чувствуется , чт о эт о н е совсем та к и чт о где-т о з а многими крышками, глубоко, у Алданов а ест ь любовь л к жизни и к свои м героям, — н о о н почти никогда н е дае т своем у чувств у прорывать - с я наружу , вырватьс я н а страницы ег о книг. <...> И быт ь може т именно из-з а этой во т излишней осторожност и он може т решить - с я начат ь утверждат ь абстрактное, холод - новатое добро , н о н е может решитьс я утвердить любовь , дл я которо й нужно больше чувства , горячности. <...> А н е дела я этого, чересчу р осторожнича я и дава я слишком много вол и рассудку , он и н е мо - же т полностью, «исчерпывающе» убедить нас, в то м числ е — и в особенности сво - ег о пессимизма, — а те м пач е «заразить» на с свои м творчеством, что, п о .мнению, на - пример, Толстого, обязательн о дл я подлинного искусства . <...> Изображаемо е Алдановьш убеждает , н о Однако, вс е эти замечания н е снижаю т значительности нового 'романа Алданов а (А. <...> Жи д записа л в свои х «Дневниках»: подлинные произведения искусств а никогд а н е бывают серьезными: они значитель - ны) : ег о следуе т внимательно прочитать <...>