№ 3 М. А. Новикова ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТА, УСПЕВАЕМОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ На выборке из 500 студентов-психологов рассмотрены гендерные различия самооценки интеллекта (СОИ) и ее связи с успешностью обучения. <...> Показаны значимые различия в высоте СОИ у мужчин и женщин. <...> Обсуждается возможность рассмотрения СОИ в качестве переменной, связывающей интеллектуально-личностный потенциал субъекта с успешностью учебной деятельности. <...> Ключевые слова: самооценка интеллекта, психометрический интеллект, принятие неопределенности, академическая успеваемость, гендерные различия. <...> Gender differences of self-assessed intelligence (SAI) and its linkage with academic performance are reviewed on the sample of 500 university students, specializing in psychology. <...> Significant difference in SAI between men and women is shown: men estimate their IQ higher than women. <...> Key words: self-assessed intelligence, psychometric intelligence, tolerance to ambiguity, academic performance, gender differences. <...> Как показывает анализ отечественной литературы, недостаточное внимание в ней уделялось проблеме такого частного проявления самооценки, как самооценка ума (или самооценка интеллекта — СОИ). <...> Анализ устойчивости самооценки ума представлен в работе Е.Т. Соколовой (1976), рассмотрение самооценки с точки зрения ее стабильности/изменчивости проводится в работе О.Н. Молчановой (2006). <...> В исследовании Л.В. Бороздиной и С.Р. Кубанцевой (2006) самооценка ума связывается со случаями расхождения самооценки и уровня притязаний у испытуемого. <...> В зарубежной психологии изучение СОИ (как частного проявления самооценки человека) ведется в контексте рассмотрения возможных ее предикторов, в числе которых выделяется психометрический интеллект. <...> E-mail: spieluhr87@mail.ru Работа выполнена под руководством докт. психол. наук Т.В. Корниловой. <...> 76 зарубежных современных исследователей СОИ), субъективные оценки IQ отражают степень осведомленности людей о собственной способности выполнять интеллектуально-затратные задания. <...> Эти оценки могут рассматриваться и как измерения интеллекта, и как предикторы успеваемости <...>