Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Грани  / № 185 1998

"Если Россия сможет стать подлинно открытым обществом..." (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов Борис
Страниц21
ID339806
АннотацияВ статье анализируются российско-польские отношения и курс российской политики в Восточной Европе.
Соколов, Б. "Если Россия сможет стать подлинно открытым обществом..." / Б. Соколов // Грани .— 1998 .— № 185 .— С. 41-61 .— URL: https://rucont.ru/efd/339806 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бори с Соколо в "Если Россия сможет стать подлинно открытым обществом. <...> (О Польше как ключе к российской политике не только о ней) <...> Российско-польские отношения на протяжении веков играли определяющую роль для геополитической ситуации в Восточной Европе. <...> С середины XVII века и вплоть до потери Речи Посполитой государственной независимости в 1795 году русские войска вступали на польскую территорию шесть раз. <...> Уже с царствования Петра I Польша оказалась в зависимости от России. <...> Правда, собственно польские (в этническом отношении) земли вошли в состав Российской империи только после разгрома Наполеона, что стало закономерным итогом процессов, начавшихся за сто с лишним лет до того. <...> Русский наместник в Варшаве с 1815 года олицетворял утверждение российского великодержавия на Европейском континенте. <...> Пока Россия "держала" Польшу, она рассматривалась как соседями, так и государствами Западной Европы в качестве великой державы (неслучайно "держава" и "держать" - слова однокоренные). <...> 1864 годов призвано было гарантировать сохранение российского великодержавия Однако, если первое восстание происходило в эпоху расцвета гегемонии Российской империи в Европе, то второе - уже тогда, когда после поражения в Крымской войне политическое влияние России клонилось к упадку. <...> После этого советским коммунистам пришлось почти на два десятилетия расстаться с надеждами на "мировую пролетарскую революцию" (ранее Польша рассматривалась прежде всего как трамплин для прыжка в Германию, а красное знамя в Берлине должно было стать залогом торжества революции в Европе). <...> А в ходе Великой Отечественной войны советские войска заняли уже этнически польские территории. <...> Контроль над Польшей был ключевым для обеспечения господства Москвы в Восточной Европе в период противостояния двух сверхдержав и двух возглавляемых ими блоков - НАТО и Варшавского договора (думаю, некий исторический смысл был в том, что военно-политический союз <...>