Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки".  / №3 2015

Европейские мореходы на Русском Севере: путешествия и геополитика XVI–XVII веков (90,00 руб.)

0   0
АвторыГоловнёв Андрей Владимирович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц11
ID339800
АннотацияАрктический морской путь, с древности известный скандинавам, в XVI веке стал полем конкуренции в связи с охватившей Европу колониальной лихорадкой. Проекты северного прохода в Индию и Китай разрабатывали итальянцы (П. Чентурионе, С. Кабото), а за ними - англичане (Р. Торн, Р. Ченслер и др.). В реализации торгово-колониального проекта главную роль сыграли капитаны и дипломаты английской«Московской компании» (“Moscovy Company”). Основную конкуренцию им составили голландские мореходы.Европейские искатели в Арктике следовали путями, уже известными поморам, но в описаниях предпочитали риторику открытий, убежденные в том, что «открытие» является привилегией европейцев, а прочим странам и народам надлежит быть «открываемыми». Успешным конкурентом «Московской компании» на Русском Севере выступил дом Строгановых, превратившийся в центр торгово-промышленной колонизации северных и восточных окраин. Проекты европейской колонизации Московии или ее окраин (Г. Штадена в 1578 году, Т. Чемберлена в 1612 году) остались нереализованными, но «европейская гроза» отозвалась политикой закрытых дверей в Арктике Михаила Романова. В отличие от норманнов англичане и голландцы не сыграли магистральной роли в освоении Евразийской Арктики, но добавили темпа и «драйва» движению русских, создавших самобытную поморскую культуру с ее мореходством, зверобойным и рыболовным промыслами, международной торговлей и дальними путешествиями. В ответ на колониальные проекты европейцев Россия сама превратилась в северную метрополию, вследствие чего обрела реноме неудобной для Европы страны.
Европейские мореходы на Русском Севере: путешествия и геополитика XVI–XVII веков / А.В. Головнёв // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2015 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/339800 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Арктический морской путь, с древности известный скандинавам, в XVI веке стал полем конкуренции в связи с охватившей Европу колониальной лихорадкой. <...> Проекты северного прохода в Индию и Китай разрабатывали итальянцы (П. <...> ). В реализации торгово-колониального проекта главную роль сыграли капитаны и дипломаты английской«Московской компании» (“Moscovy Company”). <...> Европейские искатели в Арктике следовали путями, уже известными поморам, но в описаниях предпочитали риторику открытий, убежденные в том, что «открытие» является привилегией европейцев, а прочим странам и народам надлежит быть «открываемыми». <...> Успешным конкурентом «Московской компании» на Русском Севере выступил дом Строгановых, превратившийся в центр торгово-промышленной колонизации северных и восточных окраин. <...> Проекты европейской колонизации Московии или ее окраин (Г. Штадена в 1578 году, Т. Чемберлена <...> в 1612 году) остались нереализованными, но «европейская гроза» отозвалась политикой закрытых дверей в Арктике Михаила Романова. <...> В отличие от норманнов англичане и голландцы не сыграли магистральной роли в освоении Евразийской Арктики, но добавили темпа и «драйва» движению русских, создавших самобытную поморскую культуру с ее мореходством, зверобойным и рыболовным промыслами, международной торговлей и дальними путешествиями. <...> В ответ на колониальные проекты европейцев Россия сама превратилась в северную метрополию, вследствие чего обрела реноме неудобной для Европы страны. <...>