Петров ЧИСЛОВЫЕ МОДЕЛИ В ПОЭТИКЕ РУССКИХ ДУХОВНЫХ СТИХОВ (КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА) В статье рассматривается роль числовых моделей в выражении категорий времени и пространства русских духовных стихов. <...> Выявляются формы взаимодействия времени и пространства, устанавливаются мифологические истоки традиционных фольклорных сюжетных стереотипов. <...> Числовые модели в поэтике духовных стихов обладают набором разнородных функций. <...> Определенную роль в числовом пространстве духовных стихов играет книжная традиция (библейская, евангельская, апокрифическая – например, семь сытых и голодных волов в сюжете «Иосиф Прекрасный», символизирующие семь сытых и голодных лет; упоминание о 14 000 Вифлеемских младенцах, восходящее к апокрифическим сочинениям; 12 сыновей Иакова; 12 апостолов; 30 сребреников). <...> Под хронотопом тра1 Материалом для исследования послужили духовные стихи из следующих опубликованных источников: [Бессонов, 1861–1864; Бучилина, 1999; Варенцов, 1860; 7 диционно понимается «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений» [Бахтин, 1975: 234]. <...> Иными словами, из определения, данного М.М. Бахтиным, ускользает основной смысл: категория времени обусловлена категорией пространства и, наоборот, категория пространства обусловлена категорией времени. <...> Однако хронотоп, по нашему убеждению, необходимо рассматривать именно как неделимую целостность, в которой структурные изменения в одной части приводят к изменениям в другой. <...> В предлагаемой работе мы постараемся установить и описать основные закономерности пространственно-временной организации фольклорного жанра русского духовного стиха. <...> Мы исходим из того, что хронотоп имеет «существенное жанровое значение» и что «жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом» [Бахтин, 1975: 235]. <...> Хронотоп русского духовного стиха уже подвергался изучению. <...> Исследованию символики бытового пространства (дом, двор, палаты и т. д.) русского <...>