№ 6 А.В. Ковех О ПОЛИТИКЕ РЕДАКЦИИ «ЖУРНАЛА МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» В 1834–1836 гг. <...> Статья посвящена доказательству того, что в «Журнале Министерства народного просвещения» была представлена официальная концепция народности. <...> Открытие в 1834 г. «Журнала Министерства народного просвещения» <далее — ЖМНП>, ставшего проводником государственной официальной идеологии, придало уже шедшей на страницах журналов дискуссии о народности новый поворот. <...> Вопрос о народности в литературе становится животрепещущим, поскольку сам факт наличия самобытной национальной литературы представляется одним из способов философски обосновать достойное место России в ряду европейских держав и даже доказать ее превосходство над ними, поскольку литература мыслится как свидетельство развитой духовной жизни1. <...> Но все это вещи случайные, побочные; главный фонд литературы остается по преимуществу французским. <...> Она из Польши вкралась в Москву…»4 «… дошла очередь до наших сатириков; вместо того, чтобы посмотреть вокруг себя, углубиться в Отечественные нравы, в них отыскать им свойственные оригинальные черты, способные быть перенесенными в мир литературный, — они, поставленные счастливою судьбою среди народа свежего, юного, в эпоху драматическую, какая только может быть в Истории страны, эпоху слияния народности с общею образованностию, — наши сатирики не заметили ничего этого, а по старой памяти пустились в подражание иностранцам: они напали… как вы думаете на что? <...> Замостьянов6, личный вклад Уварова в возрождение ЖМНП был огромен. <...> Уварову также принадлежит текст введения к ЖМНП, представляющего собой первое публичное изложение его идеологической программы8. <...> Обращает на себя внимание и тот факт, что все статьи, опубликованные в первые годы работы ЖМНП, так или иначе касающиеся проблемы народности, повторяют уваровские тезисы или развивают их, но ни в коем случае не полемизируют с ними. <...> Уваров переосмысливает <...>