Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра народных инструментов А. М. Таюкин СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: БАЯН Учебно-методическое пособие Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Кемерово 2015 1 УДК 78.087.4 ББК 85.315.3 Т25 Утверждено на заседании кафедры народных инструментов КемГУКИ 15.01.2015 г., протокол № 5. <...> Т25 Специальный инструмент: баян [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство» / А. М. Таюкин. <...> Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - научить рационально и методически правильно осуществлять работу над музыкальным произведением, эффективно применять учебно-инструктивный материал; - совершенствовать технику исполнительства (беглость, моторику, штрихи, туше); - развить у обучающихся творческие способности, самостоятельность в работе над музыкальным произведением, способность к самообучению; - научить реализовывать художественно-исполнительские навыки в условиях концертного выступления. <...> В ходе практического освоения специального инструмента к обучающимся предъявляются определенные требования: - изучение большого количества музыкальных произведений, различных по времени создания и стилю, жанру и форме; - овладение средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, яркостью и содержательностью исполнения; - самостоятельная работа над музыкальным произведением; владение приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста; понимание характера музыки, ее образности; стремление к созданию интерпретации <...>
Специальный_инструмент_баян_учебно-методическое_пособие_(1).pdf
В то же время были попытки сочинять оригинальную музыку для баяна профессиональными
композиторами – можно назвать московского композитора Ф. Климентова, создавшего
трехчастную сюиту. Но в сюите не ощущалось свежих композиторских решений,
новизны, поэтому она не вошла в исполнительскую практику баянистов. Однако следующие
два сочинения крупной формы – концерт для баяна с русским народным оркестром
ленинградского композитора Ф. Рубцова и концерт для баяна с симфоническим оркестром
ростовского композитора Т. Сотникова считаются эталонными в становлении баянного
академического репертуара. Судьба двухчастного концерта Ф. Рубцова оказалась более
удачной. Вскоре он стал репертуарным произведением. В этом сочинении композитору
удалось многосторонне раскрыть возможности баяна с готовыми аккордами. Они выявляются
в «мелодизации» аккордового аккомпанемента в партии левой руки, в использовании
специфических приемов глиссандирования по звукам уменьшенного септаккорда, трактуемого
как эффектный прием, в пальцевом тремоло в партии левой руки и т. п.
Особое место в баянном исполнительстве занимает жанр обработки народной мелодии.
Произведения этого жанра составляют основу оригинального репертуара и современных
баянистов.
Значительного совершенства обработка народной песни достигла в творчестве баяниста-самородка
И. Я. Паницкого. Яркие примеры – протяжная, передающая неспешность
и широту повествования «Ой, да ты, калинушка» или вариации на темы русских народных
песен «Среди долины ровныя» и «Светит месяц», содержащие контрастность душевной
лиричности и зажигательности, задора. Творчество И. Я. Паницкого во многом послужило
отправной точкой для дальнейшего развития жанра баянной обработки, определило основные
методы его фактурных преобразований.
Следующие шаги в развитии данного жанра были сделаны профессиональными
баянистами-исполнителями Н. Ризолем, В. Подгорным, А. Тимошенко.
В своих лучших обработках, среди которых в первую очередь можно назвать «Дождик»,
«Ах, вы, косы русые», Н. Ризолю удается преодолеть замкнутость песенной или танцевальной
мелодии. Благодаря этому обычная для жанра вариационная форма лишается
механистичности, подчиняясь в большинстве случаев динамике красочного праздничного
действа.
Творчество В. Подгорного раздвигает границы жанра, открывает в нем новые резервы.
Композитор находит в работе с народной мелодией возможность самовыражения,
обращаясь с ней как со своим собственным материалом, целиком подчиняя ее своему замыслу,
своим художественным задачам (фантазия «Ноченька», «Повей, ветер, на Украину»).
Обобщенная фольклорная интонация наполняется у этого автора особой экспрессией,
драматизмом, приобретая одновременно и эпический размах.
Обработки А. Тимошенко отличаются яркой концертностью, насыщенностью интонационными
красками. Тематизм претерпевает значительные изменения, меняя свой облик.
Все это подчеркивается гармоническими и ритмическими преобразованиями («Посею
лебеду на берегу», «Утушка луговая»).
6
Стр.6