Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра народного хорового пения Т. С. Стенюшкина МЕТОДИКА РАБОТЫ С НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ Учебно-методическое пособие Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области музыкального искусства в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 (073700.62) «Искусство народного пения» Кемерово 2014 1 УДК 784 ББК 85.314 С79 Утверждено на заседании кафедры народного хорового пения 19.12.2013 г., протокол № 3. <...> С79 Методика работы с народно-певческим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 (073700.62) «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Т. С. Стенюшкина; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. <...> ISBN 978-5-8154-0290-4 Учебно-методическое пособие посвящено вопросам теории и практики народно-певческого исполнительства. <...> Рассматриваются вопросы истории становления и развития жанра, его особенности, принципы вокально-хоровой работы. <...> УДК 784 ББК 85.314 ISBN 978-5-8154-0290-4 2 © Т. С. Стенюшкина, 2014 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2014 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Методика работы с народно-певческим коллективом» является одной из профилирующих по направлению подготовки 53.03.04 (073700.62) «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификации (степень) выпускника «бакалавр». <...> Она тесно связана с такими дисциплинами учебного плана, как «Хоровой класс», «Практическое руководство хоровым коллективом», «Ансамблевое пение», «Постановка голоса», «Дирижирование», а также исполнительской и педагогической практиками. <...> В процессе подготовки данного пособия автором проанализированы теоретические знания, опыт хормейстеров-практиков, а также актуальные проблемы в сфере народного хорового исполнительства. <...> Цели учебно-методического пособия <...>
Методика_работы_с_народно-певческим_коллективом_учебно-методическое_пособие_(1).pdf
тельства посвящено учебное пособие Л. В. Шаминой «Основы народно-певческой педагогики»,
изданное в 2010 году.
В то же время в настоящее время ощущается недостаток в литературе, касающейся
вопросов теории и практики народно-хорового исполнительства, методики работы
с народно-певческим коллективом. Имеющиеся учебные пособия, написанные для руководителей
хоров академического направления (В. А. Самарин. «Хороведение и хоровая
аранжировка» (2002), К. Ф. Никольская-Береговская «Русская вокально-хоровая
школа: От древности до XXI века» (2003), В. И. Живов. «Хоровое исполнительство.
Теория. Методика. Практика» (2003), Ю. М. Кузнецов. «Практическое хороведение»
(2009)), раскрывают отдельные вопросы хорового искусства, являющиеся общими для
коллективов академического и народного жанров: коллективный характер творчества,
человеческий фактор, связь со словом, вопросы организации репетиционной работы,
специфика музыкального инструмента (голос), требования к качеству звучания. Общими
являются и такие рассматриваемые этими авторами вопросы, как навыки хорового
дыхания, дикция, певческая атака, фразировка, вопросы строя и хорового ансамбля.
Однако народно-певческие коллективы имеют свои характерные особенности
звучания и исполнения, требующие иных способов и приемов работы.
Сегодня обучение народному пению происходит, в основном, в организованных
народно-певческих коллективах, хорах и ансамблях, поэтому важен как их количественный
рост, так и качество звучания, соответствие жанровым признакам. Задача
сохранения богатейших певческих и исполнительских народных традиций предполагает
изучение этих проблем.
Потребности и ритм современной жизни очень отличаются от того времени, когда
народное пение воспринималось как часть народного быта. Но сохранение традиций –
это и обращение к нашему будущему. Большую роль в этом могут сыграть сценические
коллективы народного направления. Для их сохранения и развития необходимо
изучение, обобщение теоретического материала и практического опыта работы, совершенствование
уровня подготовки руководителей народных хоров и фольклорных
ансамблей.
Предлагаемое учебно-методическое пособие окажет существенную помощь как
студентам в изучении учебной дисциплины «Методика работы с народно-певческим
коллективом», так и руководителям народных коллективов в их профессиональной
деятельности.
Учебно-методическое пособие имеет практическую направленность и раскрывает
основные методические принципы работы с народно-певческим коллективом. Пособие
состоит из шести глав, делящихся на параграфы. Главы сопровождаются контрольными
вопросами в целях организации проверки усвоенных знаний, рекомендациями
по самостоятельному изучению темы.
Приложения содержат практический материал (дыхательные упражнения, упражнения
для распевания, репертуар для различных исполнительских форм народнопевческих
коллективов) для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
по дисциплине, словарь профессиональных терминов, систематизирующий теоретические
знания и практическую работу студентов.
5
Стр.5