Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
0   0
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц11
ID336290
АннотацияПубликуются 3 и 4 главы из сочинения еврейского философа Давида ибн Марван ал-Мукаммиса "Двадцать глав". Толчком к публикации текста послужила находка новых фрагментов трактата, позволивших в значительной степени реконструировать большинство глав.
УДК165
Двадцать глав // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. .— 2013 .— №1 .— С. 72-82 .— URL: https://rucont.ru/efd/336290 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГЛАВЫ 3–4 В предыдущих номерах журнала за 2011 г. мы опубликовали перевод первых двух глав богословско-философского трактата Давида ал-Мукаммиса (IX в.), стоящего у истоков средневековой еврейской философской мысли1. <...> За этими двумя главами, посвященными гносеологии, идет раздел, где рассматривается вопрос о сотворенности и сущности мира (главы 3–6). <...> Концептуальным стержнем раздела являются четыре аристотелевских вопроса или аспекта рассмотрения явлений, которые подробно охарактеризованы в первой главе трактата. <...> Первым двум из них — о существовании и сущности мира посвящены три главы из четырех, причем главная тема в них — это то, что мир состоит из субстанций и акциденций, сотворенных во времени, или в терминологии автора «новосозданных» (muh datha). <...> Третий и четвертый вопросы — о качестве и обосновании мира — рассматриваются бегло в очень маленькой, двухстраничной шестой главе. <...> Глава 3 [Существование и сущность мира] 1) Итак, мы знаем, что истина (h ̣aqq) существует, знаем, что она такое, и какова она, и почему ее ищут и в ней нуждаются. <...> Теперь следует разобраться, с кем истина — с теми, кто говорит, что мир истинно (bi-l-h ̣aqīqa)2 существует (mawjūd), или с теми, кто говорит, что мир не имеет существования (lā wujūda lahā) по истине (bi-lh ̣aqīqa). <...> Мы утверждаем, что истина (h ̣aqq) с теми, кто говорит, что мир истинно (bi-l-h ̣aqīqa) существует. <...> 2 В тексте здесь и далее обыграны два однокоренных слова — ḥaqq «истина» и ḥaqīqa «истина, действительность». <...> Отметим, что в словаре ислама первое слово часто ассоциируется с понятием Бога (оно входит в 99 «прекраснейших имен» Аллаха), а второе, напротив, — с реальностью, окружающей нас. <...> Так утверждение: «Знания нет» оказалось несостоятельным в силу очевидного существования знания. <...> А утверждение: «Истины нет» оказалось несостоятельным в силу очевидного существования истины. <...> Точно так же и утверждение говорящего, что мир не существует, — несостоятельно, поскольку существование мира самоочевидно <...>