Книжное обозрение Новое о Достоевском «Достоевский был не только великим писателем, он был великим мыслителем и 'великим провидцем. <...> Он гениальный диалектик и величайший .русский метафизик. <...> Идеи играют огромную, центральную роль в творчестве Достоевского, и гениальная диалектика занимает у Достоевского не меньшее место, чем его удивительная психология. <...> Он ороникает в своем художественном творчестве до первоглубин жизни идей, жизнь-идей пронизывает его искусство» — так пишет в своем «Миросозерцании Достоевского» Н. А. Бердяев. <...> Недаром другой русский мьюлителъ, — Л. И. Шестов, написал работу i«Достоевский и Ницше». <...> Эта сторона творчества Достоевского всегда привлекала срилсчх>срски мььслящик людей. <...> Поэтому неудивительно, что философская литература о Достоевском даже богаче, чем литературно-критические исследования. <...> 'Николай Онуфриевич Лосский несомненно самый значительный из ныне здравствующих русских философов. <...> Вместе с тем он, наиболее самостоятелен по отношению к Достоевскому, он меньше всех находится в плену у его философского и литературного дарования, что не мешает ему, однако, глубоко чувствовать и понимать ДрII, С. Лосский <...> Достоевский глубоко переживал то, что потом выразил Бердяев: «Бесстрастного познания не могло быть и никогда не было у настоящих философов, оно могло быть лишь в лишенных творческого дара диссертациях . <...> . В настоящей первородной филососрии есть эрос истины, есть эротическое притяжение бесконечного и абсолютного. <...> Лосокий .глубокий и тонкий мыслитель, не знающий этого опьянения и не стремящийся к нему, что, впрочем, не придаст его талантливым, подчас гениальным работам и тени характера «лишенных творческого дара диссертаций». <...> Вся внешняя полярность темпераментов Лосского и Достоевского находит свое примирение в христианстве. <...> Вся мучительность пути Достоевского к христианству, острота страдания и страсти, глубина трагачкооти и отчаяния освещена изнутри чаянием <...>