Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Влияние межэтнических отношений на развитие чувашского народа (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлев Георгий Алексеевич
АвторыЧувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
ИздательствоЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Страниц290
ID334742
АннотацияДанная работа посвящена характеристике и оценке влияния межэтнических связей на развитие чувашского народа с середины XVI века по настоящее время.
ISBN978-5-88297-127-3
УДК391/395
ББК63.52,1(=635.1)-3
Яковлев, Г. А. Влияние межэтнических отношений на развитие чувашского народа / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева; Г. А. Яковлев .— : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010 .— 290 с. — ISBN 978-5-88297-127-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/334742 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. Яковлева» Г. А. Яковлев ВЛИЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Родине, Отчизне-России, годовщине Чувашской Республики, любимой матери Яковлевой Ольге Николаевне ПОСВЯЩАЮ Автор Испроавленное и дополненное издание ЧЕБОКСАРЫ 2010 1 УДК 323.1:394 ББК 63.521(=635)–3 Я – 474 Яковлев, Г. А. Влияние межэтнических отношений на развитие чувашского народа / Г. А. Яковлев. <...> Рецензенты: Волков Г. Н., академик Россйской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Ефимов Л. А., доктор исторических наук, профессор Трофимов А. А., доктор искусствоведческих наук, профессор ISBN978-5-88297-127-3 © Яковлев Г. А., 2010 © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> В этой сфере Чувашия являет собой хороший пример, так как здесь не только формально, чисто физически созданы хорошие основы для взаимодействия различных конфессий, между людьми разных национальностей – здесь реально функционирует все то, его мы должны добиваться и в других регионах Российской Федерации. <...> Межэтнические связи народов и их взаимодействия представляют собой интересную проблему, еще в целом малоизученную. <...> Они необходимы для формирования у граждан государства научного мировоззрения, национального самосознания, культуры межнационального общения, преодоления имеющихся негативных тенденций. <...> Оно необходимо для познания тенденции и направлений этнополитического развития и осуществления государственной национальной политики Российской Федерации, для регулирования и улучшения взаимоотношений между народами и совершенствования культуры межнационального общения. <...> К ним относятся такие понятия, как этнос и названия ряда различных этнических образований: племя, народность, нация; национальная, этническая, этнографическая группы; национальность, также связь, отношение, национальные <...>
Влияние_межэтнических_отношений_на_развитие_чувашского_народа.pdf
ПРЕДИСЛОВИЕ Обязанность власти – уметь вести равноправный диалог со всеми этносами и конфессиями. Конечно, действия власти в этой сфере строго регламентированы законодейством. Но кроме силы закона в этой деликатной, очень тонкой области, как религиозные отношения, многое зависит от личного поведения представителей власти. Опыт, квалификация, умение разговаривать с людьми немало значат. Но, безусловно, решающее слово здесь принадлежит руководителям общественных и религиозных организаций, поскольку граждане с особым вниманием, уважением и доверием относятся к тому, что они делают и говорят. В этой сфере Чувашия являет собой хороший пример, так как здесь не только формально, чисто физически созданы хорошие основы для взаимодействия различных конфессий, между людьми разных национальностей – здесь реально функционирует все то, его мы должны добиваться и в других регионах Российской Федерации. Владимир Путин. Из выступления в Чебоксарах, 2004 г. // Советская Чувашия, 2007. – 12 сентября. Население мира представляет собой в этническом, культурном, языковом, расовом отношении очень пеструю картину. На земле насчитываются тысячи народов. Каждый их них имеет собственную историю, проходит определенные этапы становления и развития, находится во взаимоотношениях с другими народами. Межэтнические связи народов и их взаимодействия представляют собой интересную проблему, еще в целом малоизученную. История – наука о прошлом, обращенная в будущее. Изучаемая проблема позволит сделать соответствующие выводы на будущее развитие межэтнических взаимоотношений. Уже с этой точки зрения рассматриваемая проблема весьма актуальна, требует к себе внимательного отношения. 3
Стр.3
Развитие народа, прежде всего, зависит от самого народа, это его внутреннее дело. Вместе с тем оно в определенной мере связано с взаимоотношениями с другими народами. Этнос, его взаимоотношения с другими этносами могут быть объектом изучения разных наук, и каждая конкретная наука найдет в нем свой предмет исследования. Конкретные науки, посвященные исследованию этноса, его взаимодействию с другими этносами, исследуют в нем специфическое содержание и формы, этнические особенности своей науки. Кроме того, происходящие в современных условиях этнополитические процессы повышают к нему интерес политической, экономической, филологических и других наук. Но этнос как носитель определенных качеств, представляя интерес для разных наук, изучаем прежде всего этнологией. К основным причинам, делающим названную исследовательскую проблему актуальной, относятся следующие. В наше время в развитых, в особенности в ведущих индустриальных странах мира идет бурный процесс интеграции, обусловленный развитием производства, невиданной его специализацией и концентрацией, а также рыночными отношениями. Создается множество международных, межгосударственных, межправительственных организаций и институтов, призванных содействовать объединению усилий в разных сферах жизни; снимаются преграды, возникающие на этом пути, вводятся общие деньги и т. д. Причем интеграция наблюдается не только в развитых странах мира, но и в отстававших в прошлом регионах. Российская Федерация в целом и ее составляющие части теперь ориентируются на рыночные отношения. Рыночная экономика, как известно, не терпит национальной замкнутости и обособленности, наоборот, требует ломки национальных перегородок и выхода за национальные рамки. На рынке более благополучно будет себя чувствовать тот, кто лучше производит. Организация лучшего производства, как материального, так и духовного, упирается в совершенные, современные научные достижения и технологии, в их поиск, нахождение и способность применения. Научное исследование и объективное освещение происходящих процессов во взаимосвязях и взаимоотношениях становятся настоятельной потребностью. Они необходимы для формирования у граждан государства научного мировоззрения, национального самосознания, культуры межнационального общения, преодоления имеющихся негативных тенденций. Об актуальности и необходимости изучения межэтнических процессов свидетельствуют разработка концепций го4
Стр.4
сударственной национальной политики Российской Федерации1, намеченные пути их осуществления2. Осмысление межэтнического общения и связей, происходящих постоянно на различных уровнях, имеющих определенные формы, приемы и средства, цели, причинно-следственные детерминанты, тенденции развития, представляет также и значительный теоретический интерес, ибо этот процесс есть взаимодействующий. В. О. Ключевский, крупнейший историк России второй половины XIX и начала XX века, видный представитель историографии, академик, считал, «... что одно племя заимствовало у другого и что передало другому принадлежит к числу любопытнейших и трудных вопросов нашей истории»3. Вместе с тем взаимодействие этносов в процессе разносторонних связей как объект исследования не получило должного и адекватного своему значению изучения, ускользало от внимания ученых, которые в большей степени интересовались этносами, чем их связями с другими. Изучение влияния межэтнических процессов на этническое развитие народов диктуется практикой проводимых в России преобразований и вызывается потребностью управления этнополитической ситуацией. Оно необходимо для познания тенденции и направлений этнополитического развития и осуществления государственной национальной политики Российской Федерации, для регулирования и улучшения взаимоотношений между народами и совершенствования культуры межнационального общения. Проблемам развития народов Среднего Поволжья и Южного Приуралья занимались такие ученые, как М. И. Абдуллин, В. П. Бусыгин, А. Васенов, В. Ф. Генинг, М. З. Закиев, Н. В. Зорин, Т. Г.Исламишин, Р. Г. Кузеев, Н. Ф. Катанов, К. И. Козлова, Я. Ф. Кузьмин-Юманади, В. С. Патрушев, Г. С. Сабирзянов, К. Н. Сануков, А. Х. Халиков. Ценные материалы об этих народах собрали и оставили о них свои записки российские ученые Н. Я. Бичурин, Н. И. Ильминский, А. Куник, И. И. Лепехин, В. Лядов, А. Н. Макси1 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 3010; Концепция государственной национальной политики Чувашской Республики // Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31. 07. 98 г. № 223. 2 О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22. 02. 1997. – № 217 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1171. 3 Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. I. Курс русской истории. Часть I. – М. : Мысль, 1987. – С. 299. 5
Стр.5
мов, Г. Ф. Миллер, П. С. Паллас, В. В. Радлов, А. Ф. Риттих, Н. П. Рычков, В. А. Сбоев, С. Ф. Ташкин, В. Н. Татищев, И. П. Фальк, Н. Фирсов, А. А. Фукс, С. М. Шпилевский. Крупный вклад в изучение чувашского народа, его жизни, культуры внесли Н. И. Ашмарин, Р. Г. Ахметьянов, Н. А. Баскаков, Г. Н. Волков, Б. Д. Греков. Л. Н. Гумилев, П. В. Денисов, В. Д. Димитриев, Н. И. Золотницкий, В. Ф. Каховский, М. Г. Кондратьев, В. К. Магницкий, С. Р. Малютин, С. М. Михайлов, Н. В. Никольский, Н. Н. Поппе, А. К. Салмин, Т. С. Сергеев, П. А. Серебренников, М. Я. Сироткин, А. П. Смирнов, М. Р. Федотов, Е. А. Ягофова и ряд других исследователей. Русско-чувашские связи и их значение в развитии хозяйства и культуры чувашского народа в период капитализма (1861-1917 годы) исследованы в кандидатской диссертации И. И. Демидовой. Родственность слов в идиш и чувашском языке, объект объяснения некоторых слов проанализированы Е. Маловым. Умение заимствовать опыт других народов созревает постепенно, из практики, с возникновением условий, с развитием наблюдательности и грамотности населения. Оно связано в определенной степени с восприятием достигнутых успехов у других народов и соответствующей оценкой этих успехов. Это одним из первых заметил И. Е. Тхти, работавший преподавателем чувашского языка и литературы Чувашского пединститута в 1933-1938 годах. Межнациональные связи чувашской литературы исследованы и обобщены Е. В. Владимировым. Данная работа посвящена характеристике и оценке влияния межэтнических связей на развитие чувашского народа с середины XVI века по настоящее время. 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................... 3 Глава I. ЭТНОСЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ............................... 7 §1. Этнические общности и их определение .................................. 7 §2. Межэтнические связи и отношения, их классификация ....... 15 §3. Исторические истоки межэтнических связей. Вхождение чувашского народа в состав Российского государства, его этническое развитие и межэтнические отношения ................................................... 27 Глава II. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ЭТНОФОРЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – СУБЪЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ......................... 57 §1. Расселение чувашского народа и его этническая среда ........ 57 §2. Личность как субъект межэтнического общения .................. 64 §3. Семья и межэтнические связи. Охрана здоровья и здравоохранение ....................................... 80 §4. Социальная группа – субъект межэтнических связей ........... 98 Глава III. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.................................. 111 §1. Роль производственных предприятий в развитии межэтнических связей ........................................... 111 §2. Политические партии и их отношения к межэтническим процессам .................................................. 121 §3. Общественные движения и организации, их роль в осуществлении межэтнических связей .............................. 131 285
Стр.285
Глава IV. ОТРАЖЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДА ................................ 138 §1. Отражение межэтнических отношений в этнопсихологии чувашей ...................................................... 138 §2. Влияние межэтнических связей на культуру чувашского народа .................................................................. 146 §3. Русский язык – язык межэтнического сотрудничества ....... 158 §4. Межэтническое общение в жизнедеятельности народа ...... 164 §5. Воздействие чувашей на соседние этносы ........................... 173 Глава V. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ...................................... 185 §1. Образование чувашской государственности и ее влияние на национальное развитие .................................. 185 §2. Конституционное становление Чувашии ................................ 201 §3. Участие чувашского народа в политической деятельности .... 211 §4. Договоры (соглашения) и их роль в развитии межэтнического сотрудничества ........................... 224 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 233 ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................... 238 ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................... 270 286
Стр.286