!| Анатолий КИБЕЧ |j ЭТНОПЕДАГОГИКА РОССИИ XIX ВЕКА ациональная библиотека ЧР к-051326 ВОЗВРАТИТЕ КНИГУ НЕ ПОЗЖЕ обозначенного здесь срока М т 3 3835 Т 5000 1989г А. И. Кибеч ЭТНОПЕДАГОГИКА РОССИИ XIX ВЕКА (В связи с проблемой патриотизма в современной России) Чебоксары - 2009 УДК 37.0 ББК 74.6S" "П Г Д А ГЕННЫЙ ЭКЗ. <...> В этом опыте, являющемся основой этнопедагогики, немало ценного и для воспитания современного патриота России. <...> Лицензия ЛР № 066552 от 12.05.1999 г. J нл; J ы ЧУЫК: , - •' з . яки Кибеч А. И., 2009 ВВЕДЕНИЕ Взяв в руки эту книгу, читатель, скорее всего, сразу задумается над ее названием и невольно задастся вопросом: неужели для нас сегодня так важны дела давно минувших дней, ведь живем в XXI веке. <...> Для этого во всех направлениях общественной мысли широко использовалось понятие "народность", которая до сих пор остается основной категорией научного осмысления жизни народов России, создания образа народа в литературе и искусстве. <...> В педагогике народность становится главной идеей, стержневой линией демократизации народного просвещения, поворота научной мысли и школы в сторону самой России. <...> ). Ну кто скажет, что мысль отца русской педагогики устарела? <...> При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную 1 Ушинский К. Д. <...> Обращение к этнопедагогическим 7 идеям прошлого связано с нашим горячим желанием содействовать оздоровлению исторической памяти, духовному возвращению России к самой себе, укреплению народно-национальной основы российского патриотизма. <...> К сожалению, следует признать, что богатейший арсенал этнопедагогических идей прошлого сегодня используется крайне недостаточно. <...> БОРЬБА ЗА НАРОДНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ Одной из ярчайших сторон духовной жизни человечества является борьба за ту или иную идею. <...> Именно так пробивала себе дорогу в общественно-педагогической мысли России 18-19 в.в. идея народности в воспитании подрастающего поколения. <...> Объединяющей, направляющей силой здесь выступала идея народности в воспитании. <...> Сын <...>
Этнопедагогика_России_XIX_века.pdf
А. И. Кибеч
ЭТНОПЕДАГОГИКА
РОССИИ XIX ВЕКА
(В связи с проблемой патриотизма
в современной России)
Чебоксары - 2009
Стр.5
УДК 37.0
ББК 74.6S"
"П Г
Д А
ГЕННЫЙ ЭКЗ.
Кибеч А. И.
К 38
2009. - 200 с.
Этнопедагогика России XIX века. - Чебоксары
90-ые годы прошлого века показали, что реформаторский курс
государственной машины буксует прежде всего из-за неумения
использовать творческую энергию народа, отсутствия взаимопонимания
между властью и народом. Нашими предками накоплен
колоссальный опыт жизнеустройства, воспитания подрастающего
поколения в патриотическом духе. В этом опыте, являющемся
основой этнопедагогики, немало ценного и для воспитания современного
патриота России.
Лицензия ЛР № 066552
от 12.05.1999 г.
J
нл; J
ы
ЧУЫК: ,
-
•'
з
.. яки
Кибеч А. И., 2009
Стр.6
идеям прошлого связано с нашим горячим желанием
содействовать оздоровлению исторической памяти,
духовному возвращению России к самой себе, укреплению
народно-национальной основы российского
патриотизма.
И последнее. Работ по этнопедагогике опубликовано
немало. Особенно популярной стала эта тема в национальных
республиках. Это благородное дело хорошо
вписывается и в программу патриотического воспитания.
Создается положительный образ народа-труженика,
главного защитника Родины, передающего свой
патриотический дух последующим поколениям традиционными
средствами воспитания. Именно этот момент
сильно сближает этнопедагогику XIX века с государственной
программой патриотического воспитания
граждан России.
К сожалению, следует признать, что богатейший арсенал
этнопедагогических идей прошлого сегодня используется
крайне недостаточно. Многие авторы в своих
исследованиях ограничиваются лишь несколькими
цитатами К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и еще одногодвух
педагогов, и все. Без внимания остаются даже
специальные работы, посвященные исследованию
народной педагогики. Нарушается принцип историзма. Изза
незнания прошлого давно известные идеи, суждения,
истины выдаются за новшество, иногда даже - за свои.
На самом деле работы таких авторов носят лишь
вторичный характер.
Памятуя о том, что в науке превыше всего объективный,
беспристрастный подход как к достижениям
прошлого, так и к современным исследованиям, автор
данной работы задался целью внести определенную
ясность в "историческую этнопедагогику" с твердой
уверенностью в том, что идеи, теоретические положения
прошлого помогут быстрее преодолеть описательную,
фактографическую стадию развития этого направления
педагогической науки, положительно скажутся в разработке
теоретических основ современной этнопедагогики.
8
Стр.12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Борьба за народность в воспитании
3
9
Глава II. Этнопедагогическая концепция К. Д. Ушинского .... 48
Пути и средства этнопедагогизации общественного
воспитания
Глава III. Этнопедагогические идеи современников
и последователей К. Д. Ушинского
JI. Н. Толстой
Народники
Последователи этнопедагогических идей
К. Д. Ушинского
П. Ф. Каптерев
И.Я.Яковлев
Заключение
I
104
125
150
169
Публикации А. И. Кибеча (Ефимова) по названной теме .... 195
Об авторе
197
55
80
81
97
Стр.203