Обострённый интерес к национальным, ментальным ценностям обусловливает необходимость осмысления художественного мира Г. Айги с точки зрения мифомышления этноса. <...> Данное исследование реализует, наряду с традиционными, принципиально новые подходы к изучению художественного мира Г. Айги, долгое время остававшегося неоткрытым, признание его в Чувашии и России пришло лишь после 1994г., когда отмечено было его шестидесятилетие. <...> Сеспеля, философских изысканий Тейяра де Шардена о «фундаментальном единстве» и «излучении» не исследовалась, эстетические основы художественного мира поэта не анализировались, эти аспекты до сих пор остаются нерешёнными. <...> Таким образом, своевременность исследования обусловлена неизученностью его творчества в ракурсе национально-мифологического сознания и древней чувашской веры, необходимостью освещения особенностей лирики поэта для постижения чувашской литературы в целом. <...> Проблема национально-мифологического сознания как онтологического принципа поэтики Г. Айги, стержня его метатекста, универсальной проекции философско-эстетических представлений поэта не была предметом специального анализа. <...> Однако во всей полноте охватить художественный мир поэта в пределах одного исследования представляется невозможным, поэтому мы ограничили задачу исследованием эстетических основ его художественного мира. <...> Убасси значимы, однако эстетические основы творчества поэта ими не раскрыты. <...> Хузангай замечает, что эстетическая значимость творчества Г. Айги вырастает из освоения им достижений как предшествовавшей, так и современной ему философской мысли. <...> Хузангая показательна, глубока, но вместе с тем он не отразил тягу Г. Айги к философии Тейяр де Шардена. <...> Автор данного исследования рискнул назвать основы художественного мира поэта, это - старая чувашская вера и национально-мифологическое мышление чувашского народа. <...> 7 Представленные работы весьма глубокие, но эстетические <...>
Слово_Айги.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. Специфика художественного сознания
( мифологический, философский аспекты)
ГЛАВА I. Национальное мифомышление Г. Айги как основа
художественного мироощущения
1.1.1. Мифологическое мышление как способ представления
единства мира
.
1.1.2. Произведения художника - мифы XX века
1.1.3. Культ предков в системе образного освоения действительности
3
17
17
17
ГЛАВА
И. Концептуальные основы мировосприятия Г. Айги 74
1.2.1. Художественная философия поэта
39
61
74
1.2.2. Поэзия Г. Айги как процесс «познающего мышления» . 90
1.2.3. Особенности художественной концепции мира
в творчестве Г. Айги
РАЗДЕЛ II. Художественно-мировоззренческие взаимодействии
в философско-поэтической культуре поэта
ГЛАВА III. Внутринациональное и внутривидовое
художественное взаимодействие (Г. Айги и М.Сеспель)
2.3.1. Истоки мотивов света, огня в лирике поэтов
2.3.2. Поэзия Г. Айги в контексте эстетики М. Сеспеля
2.3.3. Образное воплощение древней чувашской веры
в творчестве поэтов
103
137
137
137
151
175
ГЛАВА IV. Межнациональное и межвидовое художественнофилософское
взаимодействие (Г. Айги и Тейяр де Шарден).. 190
2.4.1. Общность эстетических принципов восприятия мира .. 190
2.4.2. Темы эволюции, контрэволюции, духовности в изысканиях
философа и творчестве поэта
РАЗДЕЛ III. Своеобразие структуры
поэтического текста Г. Айги
ГЛАВА V. Эстетическая природа композиционнострофического
построения лирики поэта
3.5.1. Отражение мировидения предков
в структурной организации Слова поэта
371.
207
227
227
227
Стр.373
3.5.2. Элементы эпического повествования
в поэзии художника Слова
3.5.3. Природа лексико-семантического
«осевого потока» лирики Г. Айги
3.6.2. Образ дерева как символ чистоты и единства
земного и небесного
3.6.3. Образ воды как символ жизни
в поэтическом мировидении Г. Айги
Заключение
Библиографии
ГЛАВА VI. Поэтическая символика в мировидении поэта .... 277
3.6.1. Круг - прообраз цельности мира и его всеединства
.291
311
322
335
243
259
277
372.
Стр.374