Автор дает в своем труде очень живую панораму событий, лиц и настроений, на фоне которой личность «мистического царя» однако как-то стушевывается, оставляя попрежнему открытой затадку царствования, если вообще допустить существование таковой. <...> Наконец, автор осторожно подходит и к последней, действительно порожденной Александром, «загадке» — вопросу о его смерти и легендарному воплощению его десять лет спустя в личности появившегося в окрестностях Красноуфимска, Пермской губернии, отшельника Федора Кузьмича. <...> В прославившемся своей святой жизнью «старце» народная молва хотела видеть бывшего императора, удалившегося от дел и света в поисках новой, лучшей жизни. <...> Как известно, последние дни жизни Александра, как о них можно судить по записям и рассказам немногих сопровождавших его в поездку в Таганрог лиц, дают повод к более или менее основательным догадкам о возможной подмене тела якобы умершего государя и «исчезновении» живого Александра, не раз говорившего о намерении своем «выйти в отставку» и продолжать жить. «частным человеком». <...> Ничего нового для^ разрешения этой «загадки» не было об-• наружено и после революции, и, таким ; образом, можно полагать, что вопрос. этот навсегда останется невыясненным, : позволяя сторонникам того или иного" его разъяснения по-своему истолковывать имеющийся материал. <...> Напомню, что великий князь Николай Михайлович, тщательно выяснявший этот вопрос, в конце концов, определенно высказывался в том смысле, что нет никаких оснований в «старце» признавать бывшего монарха. <...> С другой стороны, если бы правыми оказались те, кто хотят в «Кузьмиче» видеть нашедшего успокоение для своей встревоженной души императора Александра Павловича, то, как выражается ГДильдер. этот «сфинкс, неразгаданный до гроба, представился бы самым трагическим лицом русской истории и его тернистый жизненный путь увенчался бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости». <...> Александр <...>