Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Мазалёва Н.Н. , Белоножко О.С.
WEB–КВЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»
Учебное электронное издание
Учебно-методическое пособие
Владивосток
Медицина ДВ
2015
Стр.1
УДК 61:004(075.8)
ББК 5:32.81я73
М135
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Л. Г. Стаценко – доктор физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой электроники и средств связи Инженерной
школы Дальневосточного Федерального Университета, Владивосток
Е. К. Борисов – доктор технических наук, профессор кафедры механики и математического моделирования Инженерной школы Дальневосточного
Федерального Университета, Владивосток
Авторы:
Мазалёва Н.Н., кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой физики и математики (Тихоокеанский государственный
медицинский университет, Владивосток)
Белоножко О.С., старший преподаватель кафедры физики и математики (Тихоокеанский государственный медицинский
университет, Владивосток)
Мазалёва Н.Н., Белоножко О.С. Web-квесты по дисциплине Медицинская информатика : учебно-методическое
пособие [Электронный ресурс] / Тихоокеанский государственный медицинский университет. – Электрон. дан. – Владивосток
: Медицина ДВ, 2015. [81 с.]. – 1 CD-ROM. – Систем. требования: процессор с частотой 1,3 ГГц (Intel, AMD);
оперативная память 256 МБ, Windows (XP; Vista; 7 и т.п.); Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог.
– ISBN ххх-х-ххххх
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федеральных государственных
образователь ных стандартов по дисциплине Медицинская информатика.
В учебно-методическом пособии изложены вопросы реализации информационных технологий в медицине. Основной
целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования
компьютерных технологий, обеспечивающих повышение качества охраны здоровья населения.
Данное пособие предназначено для обучающихся по программам специалитета ВПО, направления подготовки -
«Ле чебное дело», «Педиатрия», «Фармация», «Стоматология».
Издание подготовлено
редакционно-издательским отделом ТГМУ
Редактор И.М. Забавникова
Корректор И.М. Луговая
Верстка Т.Л. Пинчук
Опубликовано 20.08.2015. Формат PDF,
объем 2,75 МБ [Усл. печ. л. 13,1], тираж 150 экз.
ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России
690600, Владивосток, пр. Острякова, 2
Изготовитель CD-ROM:
типография Дирекции публикационной деятельности ДВФУ
690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10
ISBN 978-5- хххххх-хх
© Мазалёва Н.Н., Белоножко О.С., 2015
© ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .............................................................................................................................................. 4
Введение .................................................................................................................................................... 5
1. Использование текстового редактора MS Word в медицина ............................................................. 7
Общие сведения о текстовом редакторе MS Word ............................................................................ 7
Web-квест № 1 .................................................................................................................................... 10
2. Использование электронных таблиц MS Excel в медицине ........................................................... 12
Общие сведения о редакторе электронных таблиц MS Excel ........................................................ 12
Web-квест № 2 .................................................................................................................................... 15
3. Использование графических редакторов в медицине ..................................................................... 17
Общие сведения о графических редакторах .................................................................................... 17
Web-квест № 3 .................................................................................................................................... 21
4. Разработка HTML-страниц для медицинских учреждений ............................................................ 22
Общие сведения о создании Web-страниц ....................................................................................... 22
Web-квест № 4 .................................................................................................................................... 24
5. Использование системы управления базами данных (СУБД) в медицине .................................... 26
Общие сведения о СУБД ................................................................................................................... 26
Web-квест № 5 .................................................................................................................................... 28
6. Медицинские информационные системы ......................................................................................... 30
Общие сведения о медицинских информационных системах ....................................................... 30
Web-квест № 6 .................................................................................................................................... 32
7. Критерии оценки Web-квестов .......................................................................................................... 34
8. Тестовые задания и ситуационные задачи ........................................................................................ 36
Тестовые задания к текстовому редактору MS Word ....................................................................... 36
Тестовые задания для MS Excel ........................................................................................................ 39
Тестовые задания по теме «Медицинские информационные системы» ....................................... 41
9. Источники ............................................................................................................................................ 44
Приложение ............................................................................................................................................. 45
Матариалы для отчета по Web-квесту № 1 ...................................................................................... 45
Матариалы для отчета по Web-квесту № 2 ...................................................................................... 56
Матариалы для отчета по Web-квесту № 2 ...................................................................................... 65
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Высказывание известного англо-американского терапевта Уильяма Ослера гласит, что «медицина
– это наука неопределенности и искусство вероятности». Помочь в уменьшении неопределенности
может помочь компьютеризированная медицинская техника.
Повышение компьютерной грамотности студента-медика необходимо для интенсификации труда
в его будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты должны научиться
квалифицированно использовать вычислительную технику для учебных, научных, информационных,
диагностических и лечебных целей.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать учебные методы и формы организации
работы, способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться: находить
необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать,
думать, решать, организовывать себя к работе. WEB–квест является одним из популярных и современных
видов образовательных интернет-технологий.
WEB-квест в педагогике применяется, как один из методов активного обучения и представляет
собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные
ресурсы Интернета.
WEB-квесты, представленные в учебно-методическом пособии составлены преподавателями
кафедры:
1-5 квест – О. С. Белоножко;
6 квест – Н. Н. Мазалевой.
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Высказывание известного англо-американского терапевта Уильяма Ослера гласит, что «медицина
– это наука неопределенности и искусство вероятности». Помочь в уменьшении неопределенности
может помочь компьютеризированная медицинская техника.
Повышение компьютерной грамотности студента-медика необходимо для интенсификации труда
в его будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты должны научиться
квалифицированно использовать вычислительную технику для учебных, научных, информационных,
диагностических и лечебных целей.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать учебные методы и формы организации
работы, способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться: находить
необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать,
думать, решать, организовывать себя к работе. WEB–квест является одним из популярных и
современных видов образовательных интернет-технологий.
WEB-квест в педагогике применяется, как один из методов активного обучения и представляет
собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные
ресурсы Интернета.
WEB-квесты, представленные в учебно-методическом пособии составлены преподавателями
кафедры:
1-5 квест – О. С. Белоножко;
6 квест – Н. Н. Мазалевой.
В основе WEB-квеста лежит индивидуальная или групповая работа студентов (часто с распределением
ролей) по решению заданной проблемы с использованием Интернет-ресурсов, подготовленных
преподавателем –– это не простой поиск информации в сети. Обучающиеся, работая над
заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая
собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников
способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.
Работа над WEB-квестом делится на несколько этапов:
Начальный этап (командный) – студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной
теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1
роль. Все члены команды должны помогать друг другу.
Ролевой этап – индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно,
в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная,
то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды
умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги
выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели –
создания общего отчета.
Заключительный этап – команда работает совместно, под руководством преподавателя. По результатам
исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных
работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации,
ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации,
определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм
представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и обучающиеся
путем обсуждения или интерактивного голосования.
5
Стр.5
Цель проекта:
Формирование осознанного понимания принципа использования компьютерных технологий в
сфере здравоохранения.
Формирование дополнительных навыков работы в сети Интернет со специальными сайтами медицинской
тематики.
Задачи проекта:
Расширить общекультурный и профессиональный кругозор обучающихся посредством знакомства
их с различными источниками информации.
Для выполнения данных web-квестов необходимо иметь в компьютерном классе локальную компьютерную
сеть и сеть Internet. Для дальнейшей работы с web-квестами на каждом компьютере студента
должен быть установлен любой интернет обозреватель (браузер). Пользовательская оболочка
web-квестов выполнена в виде web-страниц, которые имеют дружелюбный интерфейс с интуитивно
понятной навигацией, что обеспечивает простоту и доступность проведения такого вида занятий.
Студенты запускают интернет-файл Index.htm, со списком web-квестов по заданным темам. После
ознакомления с темой web-квеста и постановкой задач, студенты приступают к реализации поставленных
задач посредством сети Internet. Выполнив задания, обучающиеся предоставляют отчет
в виде презентации PowerPoint.
Занятие проводиться по типу конференции, что в свою очередь благоприятно влияет на выступление
обучающихся перед аудиторией. Далее по заданным критериям оценки, студентами и
преподавателем оценивается отчет по web-квесту, тем самым активно вовлекая всю аудиторию в
познавательный процесс.
ставленных задач посредством сети Internet. Выполнив задания, обучающиеся предоставляют
отчет в виде презентации PowerPoint.
Занятие проводиться по типу конференции, что в свою очередь благоприятно влияет на выступление
обучающихся перед аудиторией. Далее по заданным критериям оценки, студентами и
преподавателем оценивается отчет по web-квесту, тем самым активно вовлекая всю аудиторию в
познавательный процесс.
6
Стр.6
1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА MS WORD
В МЕДИЦИНЕ
Общие сведения о текстовом редакторе MS Word
Назначение пакета программ Microsoft Office 2010
В современном делопроизводстве медицинского учреждения для автоматизированной обработки
документов широко используют офисный комплект программ фирмы Microsoft.
Пакет Microsoft 2010 содержит следующие программы:
1. Текстовый процессор Microsoft Word – для создания и редактирования документов;
2. Табличный процессор Microsoft Excel – для работы с электронными таблицами;
3. Система управления базами данных Microsoft Access – для операций с базами данных;
4. Microsoft Power Point – для подготовки презентаций;
5. Microsoft Publisher – для работы с публикациями;
6. Цифровая записная книжка Microsoft OneNote – для сбора, хранения, упорядочивания заметок;
7.
Microsoft Outlook – для обслуживания электронной почты.
Основные возможности Текстового редактора Microsoft Word 2010
Microsoft Word – текстовый редактор, предназначенный для выполнения всех процессов обработки
текста: набора и верстки, проверки орфографии, вставки в текст графики, печати текста. В документах
наряду с текстом могут встречаться рисунки, таблицы, формулы.
К основным возможностям программы относятся следующие операции:
набор и редактирование текста;
исправление орфографических и грамматических ошибок;
оформление внешнего вида документа;
создание таблиц, графиков и рисунков;
оформление шаблонов деловых писем, визитных карточек и других документов;
расчёт простейших формул в таблицах;
слияние документов;
защита документа паролем;
вывод документа на печать;
подготовка pdf-документа;
совместная работа с документом и т.п.
Документы Microsoft Word 2010 имеют расширения docx.
Широко MS Word используется в медицинских учреждениях для набора и распечатки различных
документов: бланков анализов, списков назначений врача, регистрационных карт больного, анкет,
заполнение эпикризов и.т.п.
Рабочее окно Microsoft Word 2010
Окно программы состоит из строки заголовка, ленты вкладок, рабочего поля и строки состояния.
В строке заголовка находятся название файла документа, имя программы, стандартные значки
7
Стр.7
«Свернуть», «Развернуть», «Восстановить», «Закрыть». При запуске программы создаётся новый
пустой документ с названием Документ 1, расположенный в рабочем поле.
Под строкой заголовка находится лента, состоящая из нескольких вкладок, содержащая элементы
панели инструментов, диалоговые окна. С помощью опций на ленте можно выполнять различные
операции с текстом: изменять шрифт, размер, цвет, создавать таблицы, вставлять рисунки и
многое другое. Под лентой вкладок находится рабочее поле, в котором осуществляется набор и форматирование
текста.
Ниже рабочего поля располагается строка состояния, в которой отображается информация о документе:
количество страниц и номер текущей страницы, язык ввода текста, статистика, состояние
проверки правописания, кнопки режимов отображения документа.
Создание документа
При открытии программы Microsoft Word создается пустой документ для набора текста с именем
Документ 1.
Для создания следующего нового документа в ленте вкладок необходимо перейти на вкладку
«Файл»; стрелкой вниз, найти и активизировать вкладку «Создать»; в группе «Доступные шаблоны»,
выбрать вариант «Новый документ» и нажать Enter.
Сохранение документа
Документ сохраняется на диск активизацией кнопки «Сохранить» или «Сохранить как» из
вкладки «Файл» на ленте.
Набор и корректировка текста
Принято различать в документе Microsoft Word такие структурные элементы:
символ – это буква, цифра, знаки препинания, специальные знаки (типа табуляции);
абзац – это набор символов между двумя признаками конца абзацев;
раздел – структурная единица документа, имеющая определённые параметры страницы.
Форматирование документа
Форматирование документа – это внешнее оформление документа, т.е. придание документу
внешнего вида. Параметры форматирования условно можно поделить на три вида: параметры
форматирования шрифта, параметры форматирования абзаца и параметры форматирования
страницы.
Форматирование шрифта. Шрифт – это набор символов определённого размера и рисунка. К
основным параметрам форматирования шрифта относятся гарнитура, начертание, размер.
Гарнитура шрифта. В Microsoft Word входят десятки видов шрифтов, но наиболее
распространенными являются: Times New Roman, Calibri- используются по умолчанию для набора
основного текста; Arial, Cambria – для набора заголовков.
Начертание шрифта может быть обычным – без дополнительных эффектов, курсивом – под
наклоном, полужирным – утолщенным или полужирным курсивом – наклонным и утолщенным.
Размер шрифта измеряется в пунктах. Один пункт равен 0,3579 мм. Данный параметр принимает
значения от 8 до 72 пунктов.
Форматирование абзаца. Для изменения параметров абзаца фрагмента текста, содержащего
несколько абзацев, все абзацы нужно выделить. Вместе с тем, при форматировании одного абзаца
его выделять не обязательно. Достаточно, чтобы курсор находился в любой позиции абзаца.
8
Стр.8
К основным параметрам абзаца относятся ниже перечисленные:
Выравнивание относительно левого и правого края. У данного параметра существует четыре
значения: «по левому краю», «по правому краю», «по центру» и «по ширине». Левое выравнивание
и выравнивание по ширине используется в основном тексте документа. Выравнивание
по ширине достигается за счёт вставки пробелов между словами, в этом случае текст
имеет ровные границы. Выравнивание по центру применяется в заголовках, в титульных листах,
рекламе, объявлениях. Выравнивание по правому краю используется в таблицах с числовыми
данными.
Параметр уровня текста. Данный параметр структурирует документ по уровням, что
позволяет разбивать его на темы, параграфы, пункты и т.д. Значение уровня устанавливается
для заголовков, что необходимо для автоматического генерирования оглавления документа.
Отступы абзаца от левой и правой границы документа. Эти величины указываются в
сантиметрах.
Первая строка. Так называется красная строка абзаца. Может быть оформлена, как отступ
или выступ или отсутствовать.
Отступ от соседних абзацев указывается в пунктах.
Междустрочный интервал определяет расстояние по вертикали, между строками текста в
абзаце Интервал может быть одинарным, полуторным, двойным или задаваться кратным
множителю. В Microsoft Word 2010 значение интервала по умолчанию для большинства наборов
экспресс-стилей составляет 1,15 между строками и предусматривает пустую строку
между абзацами.
9
Стр.9
WEB-квест № 1
Применение MS Word
в медицинском документообороте
Как известно, любая область медицины тесно связана с компьютерными технологиями. Практически
каждый медицинский работник сталкивается с заполнением различной документации, предоставлением
данных, анамнеза, эпикриза и т.п. Именно для такой обработки данных и предназначена
программа MS Word.
Задание для выполнения данного WEB-квеста:
1. Студентов следует распределить на группы по 3-4 человека в каждой;
2. Каждому участнику группы раздать по одной из предложенных ролей;
3. Каждый участник должен решить задачу, поставленную ролью (в этом вам поможет предложенная
к этому квесту литература и интернет ссылки);
4. Каждый обладатель роли должен составить отчет в виде WORD – документа, на основании
отчетов представленных всеми участниками группы создается общий отчет группы в виде
презентации в PowerPoint.
Роли и поставленные задачи для выполнения WEB-квеста:
1. Врач – фельдшер
– Познакомиться с основными принципами работы врача – фельдшера;
– Ознакомиться с целями и задачами данной профессии;
– Выяснить для чего используются текстовый редактор MS Word врачом – фельдшером;
– Представить отчет в виде Word-документа, в котором требуется составить карту вызова
скорой медицинской помощи.
2. Судмедэксперт
– Познакомиться с основными задачами судебной медицины;
– Ознакомиться с основными задачами судмедэксперта;
– Представить отчет в виде Word-документа, в котором требуется
составить «Свидетельство о смерти» к учетной форме 106/ У-08.
3. Терапевт
– Познакомиться с основными задачами терапевтического направления;
– Дать определение врача – терапевта и определить род его занятости;
– Выяснить для чего используется текстовый редактор MS WORD терапевтом;
– Представить отчет в виде Word – документа, в котором требуется составить документ
«История болезни пациента».
4. Медицинская сестра
– Познакомиться с основными задачами медико-профилактического дела;
– Ознакомиться с главными принципами работы медицинской сестры;
– Выяснить для чего используются текстовый редактор MS WORD в работе медицинской сестры;
–
Представить отчет в виде Word-документа, в котором требуется составить документ для анонимного
анкетирования больных, находящихся в стационаре.
10
Стр.10