Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

WEB-квесты по дисциплине "Медицинская информатика"

0   0
Первый авторМазалева Наталья Николаевна
АвторыБелоножко Ольга Сергеевна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц81
ID334402
АннотацияУчебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине Медицинская информатика. В учебно-методическом пособии изложены вопросы реализации информационных технологий в медицине. Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающих повышение качества охраны здоровья населения.
Кем рекомендованоРИС ТГМУ
Кому рекомендованоДанное пособие предназначено для обучающихся по программам специалитета ВПО, направления подготовки - «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация», «Стоматология».
УДК61:004(075.8)
ББК5с51я73
Мазалева, Н.Н. WEB-квесты по дисциплине "Медицинская информатика" / О.С. Белоножко; Н.Н. Мазалева .— Владивосток : Медицина ДВ, 2015 .— 81 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/334402 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Мазалёва Н.Н. , Белоножко О.С. <...> WEB–КВЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА» Учебное электронное издание Учебно-методическое пособие Владивосток Медицина ДВ 2015 УДК 61:004(075.8) ББК 5:32.81я73 М135 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Л. Г. Стаценко – доктор физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой электроники и средств связи Инженерной школы Дальневосточного Федерального Университета, Владивосток Е. К. <...> Борисов – доктор технических наук, профессор кафедры механики и математического моделирования Инженерной школы Дальневосточного Федерального Университета, Владивосток Авторы: Мазалёва Н.Н., кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой физики и математики (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Белоножко О.С., старший преподаватель кафедры физики и математики (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Мазалёва Н.Н., Белоножко О.С. Web-квесты по дисциплине Медицинская информатика : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Тихоокеанский государственный медицинский университет. <...> Пушкинская, 10 ISBN 978-5- хххххх-хх © Мазалёва Н.Н., Белоножко О.С., 2015 © ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, 2015 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . <...> Использование текстового редактора MS Word в медицина . <...> Использование электронных таблиц MS Excel в медицине . <...> 12 Общие сведения о редакторе электронных таблиц MS Excel . <...> 65 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Высказывание известного англо-американского терапевта Уильяма Ослера гласит, что «медицина – это наука неопределенности и искусство вероятности». <...> Помочь в уменьшении неопределенности может помочь компьютеризированная медицинская <...>
WEB-квесты_по_дисциплине_Медицинская_информатика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
WEB-квесты_по_дисциплине_Медицинская_информатика.pdf
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Мазалёва Н.Н. , Белоножко О.С. WEB–КВЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА» Учебное электронное издание Учебно-методическое пособие Владивосток Медицина ДВ 2015
Стр.1
УДК 61:004(075.8) ББК 5:32.81я73 М135 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Л. Г. Стаценко – доктор физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой электроники и средств связи Инженерной школы Дальневосточного Федерального Университета, Владивосток Е. К. Борисов – доктор технических наук, профессор кафедры механики и математического моделирования Инженерной школы Дальневосточного Федерального Университета, Владивосток Авторы: Мазалёва Н.Н., кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой физики и математики (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Белоножко О.С., старший преподаватель кафедры физики и математики (Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток) Мазалёва Н.Н., Белоножко О.С. Web-квесты по дисциплине Медицинская информатика : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Тихоокеанский государственный медицинский университет. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина ДВ, 2015. [81 с.]. – 1 CD-ROM. – Систем. требования: процессор с частотой 1,3 ГГц (Intel, AMD); оперативная память 256 МБ, Windows (XP; Vista; 7 и т.п.); Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. – ISBN ххх-х-ххххх Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федеральных государственных образователь ных стандартов по дисциплине Медицинская информатика. В учебно-методическом пособии изложены вопросы реализации информационных технологий в медицине. Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающих повышение качества охраны здоровья населения. Данное пособие предназначено для обучающихся по программам специалитета ВПО, направления подготовки - «Ле чебное дело», «Педиатрия», «Фармация», «Стоматология». Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ Редактор И.М. Забавникова Корректор И.М. Луговая Верстка Т.Л. Пинчук Опубликовано 20.08.2015. Формат PDF, объем 2,75 МБ [Усл. печ. л. 13,1], тираж 150 экз. ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России 690600, Владивосток, пр. Острякова, 2 Изготовитель CD-ROM: типография Дирекции публикационной деятельности ДВФУ 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10 ISBN 978-5- хххххх-хх © Мазалёва Н.Н., Белоножко О.С., 2015 © ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .............................................................................................................................................. 4 Введение .................................................................................................................................................... 5 1. Использование текстового редактора MS Word в медицина ............................................................. 7 Общие сведения о текстовом редакторе MS Word ............................................................................ 7 Web-квест № 1 .................................................................................................................................... 10 2. Использование электронных таблиц MS Excel в медицине ........................................................... 12 Общие сведения о редакторе электронных таблиц MS Excel ........................................................ 12 Web-квест № 2 .................................................................................................................................... 15 3. Использование графических редакторов в медицине ..................................................................... 17 Общие сведения о графических редакторах .................................................................................... 17 Web-квест № 3 .................................................................................................................................... 21 4. Разработка HTML-страниц для медицинских учреждений ............................................................ 22 Общие сведения о создании Web-страниц ....................................................................................... 22 Web-квест № 4 .................................................................................................................................... 24 5. Использование системы управления базами данных (СУБД) в медицине .................................... 26 Общие сведения о СУБД ................................................................................................................... 26 Web-квест № 5 .................................................................................................................................... 28 6. Медицинские информационные системы ......................................................................................... 30 Общие сведения о медицинских информационных системах ....................................................... 30 Web-квест № 6 .................................................................................................................................... 32 7. Критерии оценки Web-квестов .......................................................................................................... 34 8. Тестовые задания и ситуационные задачи ........................................................................................ 36 Тестовые задания к текстовому редактору MS Word ....................................................................... 36 Тестовые задания для MS Excel ........................................................................................................ 39 Тестовые задания по теме «Медицинские информационные системы» ....................................... 41 9. Источники ............................................................................................................................................ 44 Приложение ............................................................................................................................................. 45 Матариалы для отчета по Web-квесту № 1 ...................................................................................... 45 Матариалы для отчета по Web-квесту № 2 ...................................................................................... 56 Матариалы для отчета по Web-квесту № 2 ...................................................................................... 65 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Высказывание известного англо-американского терапевта Уильяма Ослера гласит, что «медицина – это наука неопределенности и искусство вероятности». Помочь в уменьшении неопределенности может помочь компьютеризированная медицинская техника. Повышение компьютерной грамотности студента-медика необходимо для интенсификации труда в его будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты должны научиться квалифицированно использовать вычислительную технику для учебных, научных, информационных, диагностических и лечебных целей. Сегодняшние цели образования заставляют выбирать учебные методы и формы организации работы, способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, решать, организовывать себя к работе. WEB–квест является одним из популярных и современных видов образовательных интернет-технологий. WEB-квест в педагогике применяется, как один из методов активного обучения и представляет собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. WEB-квесты, представленные в учебно-методическом пособии составлены преподавателями кафедры: 1-5 квест – О. С. Белоножко; 6 квест – Н. Н. Мазалевой. 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Высказывание известного англо-американского терапевта Уильяма Ослера гласит, что «медицина – это наука неопределенности и искусство вероятности». Помочь в уменьшении неопределенности может помочь компьютеризированная медицинская техника. Повышение компьютерной грамотности студента-медика необходимо для интенсификации труда в его будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты должны научиться квалифицированно использовать вычислительную технику для учебных, научных, информационных, диагностических и лечебных целей. Сегодняшние цели образования заставляют выбирать учебные методы и формы организации работы, способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, решать, организовывать себя к работе. WEB–квест является одним из популярных и современных видов образовательных интернет-технологий. WEB-квест в педагогике применяется, как один из методов активного обучения и представляет собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. WEB-квесты, представленные в учебно-методическом пособии составлены преподавателями кафедры: 1-5 квест – О. С. Белоножко; 6 квест – Н. Н. Мазалевой. В основе WEB-квеста лежит индивидуальная или групповая работа студентов (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием Интернет-ресурсов, подготовленных преподавателем –– это не простой поиск информации в сети. Обучающиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний. Работа над WEB-квестом делится на несколько этапов: Начальный этап (командный) – студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу. Ролевой этап – индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создания общего отчета. Заключительный этап – команда работает совместно, под руководством преподавателя. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. 5
Стр.5
Цель проекта: Формирование осознанного понимания принципа использования компьютерных технологий в сфере здравоохранения. Формирование дополнительных навыков работы в сети Интернет со специальными сайтами медицинской тематики. Задачи проекта: Расширить общекультурный и профессиональный кругозор обучающихся посредством знакомства их с различными источниками информации. Для выполнения данных web-квестов необходимо иметь в компьютерном классе локальную компьютерную сеть и сеть Internet. Для дальнейшей работы с web-квестами на каждом компьютере студента должен быть установлен любой интернет обозреватель (браузер). Пользовательская оболочка web-квестов выполнена в виде web-страниц, которые имеют дружелюбный интерфейс с интуитивно понятной навигацией, что обеспечивает простоту и доступность проведения такого вида занятий. Студенты запускают интернет-файл Index.htm, со списком web-квестов по заданным темам. После ознакомления с темой web-квеста и постановкой задач, студенты приступают к реализации поставленных задач посредством сети Internet. Выполнив задания, обучающиеся предоставляют отчет в виде презентации PowerPoint. Занятие проводиться по типу конференции, что в свою очередь благоприятно влияет на выступление обучающихся перед аудиторией. Далее по заданным критериям оценки, студентами и преподавателем оценивается отчет по web-квесту, тем самым активно вовлекая всю аудиторию в познавательный процесс. ставленных задач посредством сети Internet. Выполнив задания, обучающиеся предоставляют отчет в виде презентации PowerPoint. Занятие проводиться по типу конференции, что в свою очередь благоприятно влияет на выступление обучающихся перед аудиторией. Далее по заданным критериям оценки, студентами и преподавателем оценивается отчет по web-квесту, тем самым активно вовлекая всю аудиторию в познавательный процесс. 6
Стр.6
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА MS WORD В МЕДИЦИНЕ Общие сведения о текстовом редакторе MS Word Назначение пакета программ Microsoft Office 2010 В современном делопроизводстве медицинского учреждения для автоматизированной обработки документов широко используют офисный комплект программ фирмы Microsoft. Пакет Microsoft 2010 содержит следующие программы: 1. Текстовый процессор Microsoft Word – для создания и редактирования документов; 2. Табличный процессор Microsoft Excel – для работы с электронными таблицами; 3. Система управления базами данных Microsoft Access – для операций с базами данных; 4. Microsoft Power Point – для подготовки презентаций; 5. Microsoft Publisher – для работы с публикациями; 6. Цифровая записная книжка Microsoft OneNote – для сбора, хранения, упорядочивания заметок; 7. Microsoft Outlook – для обслуживания электронной почты. Основные возможности Текстового редактора Microsoft Word 2010 Microsoft Word – текстовый редактор, предназначенный для выполнения всех процессов обработки текста: набора и верстки, проверки орфографии, вставки в текст графики, печати текста. В документах наряду с текстом могут встречаться рисунки, таблицы, формулы. К основным возможностям программы относятся следующие операции:  набор и редактирование текста;  исправление орфографических и грамматических ошибок;  оформление внешнего вида документа;  создание таблиц, графиков и рисунков;  оформление шаблонов деловых писем, визитных карточек и других документов;  расчёт простейших формул в таблицах;  слияние документов;  защита документа паролем;  вывод документа на печать;  подготовка pdf-документа;  совместная работа с документом и т.п. Документы Microsoft Word 2010 имеют расширения docx. Широко MS Word используется в медицинских учреждениях для набора и распечатки различных документов: бланков анализов, списков назначений врача, регистрационных карт больного, анкет, заполнение эпикризов и.т.п. Рабочее окно Microsoft Word 2010 Окно программы состоит из строки заголовка, ленты вкладок, рабочего поля и строки состояния. В строке заголовка находятся название файла документа, имя программы, стандартные значки 7
Стр.7
«Свернуть», «Развернуть», «Восстановить», «Закрыть». При запуске программы создаётся новый пустой документ с названием Документ 1, расположенный в рабочем поле. Под строкой заголовка находится лента, состоящая из нескольких вкладок, содержащая элементы панели инструментов, диалоговые окна. С помощью опций на ленте можно выполнять различные операции с текстом: изменять шрифт, размер, цвет, создавать таблицы, вставлять рисунки и многое другое. Под лентой вкладок находится рабочее поле, в котором осуществляется набор и форматирование текста. Ниже рабочего поля располагается строка состояния, в которой отображается информация о документе: количество страниц и номер текущей страницы, язык ввода текста, статистика, состояние проверки правописания, кнопки режимов отображения документа. Создание документа При открытии программы Microsoft Word создается пустой документ для набора текста с именем Документ 1. Для создания следующего нового документа в ленте вкладок необходимо перейти на вкладку «Файл»; стрелкой вниз, найти и активизировать вкладку «Создать»; в группе «Доступные шаблоны», выбрать вариант «Новый документ» и нажать Enter. Сохранение документа Документ сохраняется на диск активизацией кнопки «Сохранить» или «Сохранить как» из вкладки «Файл» на ленте. Набор и корректировка текста Принято различать в документе Microsoft Word такие структурные элементы:  символ – это буква, цифра, знаки препинания, специальные знаки (типа табуляции);  абзац – это набор символов между двумя признаками конца абзацев;  раздел – структурная единица документа, имеющая определённые параметры страницы. Форматирование документа Форматирование документа – это внешнее оформление документа, т.е. придание документу внешнего вида. Параметры форматирования условно можно поделить на три вида: параметры форматирования шрифта, параметры форматирования абзаца и параметры форматирования страницы. Форматирование шрифта. Шрифт – это набор символов определённого размера и рисунка. К основным параметрам форматирования шрифта относятся гарнитура, начертание, размер. Гарнитура шрифта. В Microsoft Word входят десятки видов шрифтов, но наиболее распространенными являются: Times New Roman, Calibri- используются по умолчанию для набора основного текста; Arial, Cambria – для набора заголовков. Начертание шрифта может быть обычным – без дополнительных эффектов, курсивом – под наклоном, полужирным – утолщенным или полужирным курсивом – наклонным и утолщенным. Размер шрифта измеряется в пунктах. Один пункт равен 0,3579 мм. Данный параметр принимает значения от 8 до 72 пунктов. Форматирование абзаца. Для изменения параметров абзаца фрагмента текста, содержащего несколько абзацев, все абзацы нужно выделить. Вместе с тем, при форматировании одного абзаца его выделять не обязательно. Достаточно, чтобы курсор находился в любой позиции абзаца. 8
Стр.8
К основным параметрам абзаца относятся ниже перечисленные:  Выравнивание относительно левого и правого края. У данного параметра существует четыре значения: «по левому краю», «по правому краю», «по центру» и «по ширине». Левое выравнивание и выравнивание по ширине используется в основном тексте документа. Выравнивание по ширине достигается за счёт вставки пробелов между словами, в этом случае текст имеет ровные границы. Выравнивание по центру применяется в заголовках, в титульных листах, рекламе, объявлениях. Выравнивание по правому краю используется в таблицах с числовыми данными.  Параметр уровня текста. Данный параметр структурирует документ по уровням, что позволяет разбивать его на темы, параграфы, пункты и т.д. Значение уровня устанавливается для заголовков, что необходимо для автоматического генерирования оглавления документа.  Отступы абзаца от левой и правой границы документа. Эти величины указываются в сантиметрах.  Первая строка. Так называется красная строка абзаца. Может быть оформлена, как отступ или выступ или отсутствовать.  Отступ от соседних абзацев указывается в пунктах.  Междустрочный интервал определяет расстояние по вертикали, между строками текста в абзаце Интервал может быть одинарным, полуторным, двойным или задаваться кратным множителю. В Microsoft Word 2010 значение интервала по умолчанию для большинства наборов экспресс-стилей составляет 1,15 между строками и предусматривает пустую строку между абзацами. 9
Стр.9
WEB-квест № 1 Применение MS Word в медицинском документообороте Как известно, любая область медицины тесно связана с компьютерными технологиями. Практически каждый медицинский работник сталкивается с заполнением различной документации, предоставлением данных, анамнеза, эпикриза и т.п. Именно для такой обработки данных и предназначена программа MS Word. Задание для выполнения данного WEB-квеста: 1. Студентов следует распределить на группы по 3-4 человека в каждой; 2. Каждому участнику группы раздать по одной из предложенных ролей; 3. Каждый участник должен решить задачу, поставленную ролью (в этом вам поможет предложенная к этому квесту литература и интернет ссылки); 4. Каждый обладатель роли должен составить отчет в виде WORD – документа, на основании отчетов представленных всеми участниками группы создается общий отчет группы в виде презентации в PowerPoint. Роли и поставленные задачи для выполнения WEB-квеста: 1. Врач – фельдшер – Познакомиться с основными принципами работы врача – фельдшера; – Ознакомиться с целями и задачами данной профессии; – Выяснить для чего используются текстовый редактор MS Word врачом – фельдшером; – Представить отчет в виде Word-документа, в котором требуется составить карту вызова скорой медицинской помощи. 2. Судмедэксперт – Познакомиться с основными задачами судебной медицины; – Ознакомиться с основными задачами судмедэксперта; – Представить отчет в виде Word-документа, в котором требуется составить «Свидетельство о смерти» к учетной форме 106/ У-08. 3. Терапевт – Познакомиться с основными задачами терапевтического направления; – Дать определение врача – терапевта и определить род его занятости; – Выяснить для чего используется текстовый редактор MS WORD терапевтом; – Представить отчет в виде Word – документа, в котором требуется составить документ «История болезни пациента». 4. Медицинская сестра – Познакомиться с основными задачами медико-профилактического дела; – Ознакомиться с главными принципами работы медицинской сестры; – Выяснить для чего используются текстовый редактор MS WORD в работе медицинской сестры; – Представить отчет в виде Word-документа, в котором требуется составить документ для анонимного анкетирования больных, находящихся в стационаре. 10
Стр.10