Искусство Николай Еленев Пути русского эстетического индивидуализма НАКАНУНЕ СМЕНЫ ПОКОЛЕНИЙ В рурском искусствоведении до сих пор нет непредвзятого монограсрического труда, который был бы посвящен истории «Мира искусства» и выяснению проблем, которые связаны с ним. <...> Мы имеем в виду небольшую книжечку Александра Бенуа под заглавием «Возникновение «Мира искусства». <...> Сведения фактического рода, приводимые Бенуа, важны как данные современника, а потому, излагая историю «Мира искусства», мы ими широко воспользуемся. <...> Как некое сложное, а порою и разнородное содружество, «Мир искусства» в течение своего роста и развития ггринимал различные идейные выражения и внешне-организационные qoopмы. <...> Насколько нам известно, никто до сих пор не отметил, что в произведениях 152 ГРАН И № 54 этого живописца (до его прискорбного ремесленничества в эмиграции) подсознательно проявлялись отголоски неисчезнувшего язычества в бытии страны. <...> Замечательно, что подобное искусство уживалось с психологическим портретом Серова, в значительной степени выученика западноевропейских школ и одного из самых выдающихся представителей русского эстетического индивидуализма. <...> Несомненный эгоцентризм большинства художников объединения «Мира искусства», участвовавших в создании «Русских спектаклей» (так называемых сезонов) за границей, претворялся в общенациональное утверждение самобытности русской художественной мысли. <...> Однако, начальные пути эстетического индивидуализма, естественно, были уже и проще. <...> Как ГРАН И известно, деятельность этой 153 организации проявилась в докладах входивших в нее художников и литераторов, в издании журнала, посвященного вопросам искусства, философии, литературы, в устройстве выставок'). <...> На дому у него происходили и первые собрания будущих художественных деятелей. <...> Общественно-политические и философско-педагогичес 154 ГРАН И №54 кие задачи уступают место интересам: замкну то-литературным, художественным <...>