Философия, Публицистика Л, Зандер Зло и отрицание (Литературно-философский экскурс) В мировой литературе начала зла и отрицания неизменно связываются одно с другим: зло всегда отрицает, отрицание всегда является злом. <...> Мы остановимся здесь на двух воплощениях этих начал, •— на «Мефистофеле» Гёте (первой части трагедии «Фауст») и на «чёрте» Ивана Карамазова у Достоевского, гениально раскрьгаающих связь зла и отрицания. <...> Мефистофель сам называет себя духом зла и отрицания; отожествление этих начал звучит в его 'словах как сама собою разумеющаяся истина: так все, что вы считаете грехом, ничтожеством 1 оно и есть мое начало» ). <...> Такова его метаоризическая само характеристика; о том же 'свидетельствует и самое его имя ); на это же намекает и Фауст в реплике: я «.у вас, друзья, и содержанье прочесть легко бывает из названия, коль ясно значитесь вы в нем губителем, мушиным богом 4 ') В подлиннике — «разрушением». s ) Все цитаты «Фагота» сделаны по переводу кн. <...> ) Имя «Мефистофель» юастоир* из двух еврейских слав: 1. «мефиц» (причасггие огг глагола «фуц» — дробить, ^рассеивать, распространять) — означающее ака 1 тирное действие в отношении других объектов; 2. «тафэл» — означающее: неприличие, нтастдое, безвкусие. <...> ЗАНДЕР На что же направлено отрицание Мефистофеля? <...> Здесь уместно, первым долгом, отметить ту откровенность, с которой Мефистофель говорит о себе и о своей природе; он не старается обмануть Фауста, прикидываясь добрым или прекрасным, не надевает на себя маски ни Люцифера, ни сверхчеловека 5 ). <...> Этим устраняется всякий «психологизм»: предмет рассуждений сразу же переносится в план онтологии и гносеологии; и здесь -— в наиболее глубоких планах бытия — обнаруживается та основная ложь, которую Мефистофель направляет на самую суть мироздания. <...> А именно: он утверждает, что 1) началом всего была тьма; 2) эта тьма родила свет; 3) основное качество, приписываемое свету (то есть бытию), — пространство ) •— на самом деле <...>