Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Ботаника (220,00 руб.)

0   0
АвторыМельникова Наталья Александровна, Царевская Валентина Михайловна, Степанова Юлия Владимировна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц75
ID327149
АннотацияВ учебном издании в соответствии с рабочей программой дисциплины «Ботаника» даны планы проведения лабораторных работ, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы по основным изучаемым темам, а также рекомендуемая литература.
Кому рекомендованоРабочая тетрадь и методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного отделения направлений подготовки 110500 «Садоводство», 110400 «Агрономия».
УДК580
ББК28.5
Ботаника : рабочая тетрадь и методические указания для выполнения лабораторных работ / Н.А. Мельникова, В.М. Царевская, Ю.В. Степанова .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 75 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/327149 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Растения широко используются человеком как пища и корм для животных, как источник сырья для хозяйственной деятельности (прядильные, красильные, дубильные и др.), как ценнейшие лекарственные средства. <...> Целью методических указаний является получение знаний: - строения и жизнедеятельности растительной клетки; - основных биохимических процессов растительной клетки; - вегетативных и репродуктивных органов цветковых растений; - многообразия растительного мира и понятие систематики растений; умений: - планировать свою деятельность по изучению курса; - оформлять, описывать и предоставлять результаты работы; - пользоваться справочной и методической литературой; - контролировать, проверять и осуществлять самоконтроль в ходе и после выполнения работы; владений: - компьютером как средством управления и получения информации; - организацией и планированием, а также анализом своей учебнопознавательной деятельности; - систематизацией полученных результатов; - получения и оценки результатов, обобщением информации, описанием результатов, формулировкой выводов. <...> Изучение дисциплины «Ботаника» способствует формированию следующих профессиональных компетенций: - использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов анализа, теоретического и экспериментального исследования; - способность распознавать по морфологическим признакам овощные, плодовые, лекарственные, эфиромасличные и декоративные растения; - способность к обобщению и статистической обработке результатов полевых и лабораторных исследований, формулированию выводов. <...> СТРОЕНИЕ И ФОРМА РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК Цели работы. <...> Научиться готовить временные препараты, рассмотреть паренхимную и прозенхимную формы клетки, сравнить их. <...> Приготовьте временный препарат листа элодеи или валиснерии. <...> Рассмотрите строение листа под микроскопом сначала при малом, а затем при большом увеличении <...>
Ботаника._Рабочая_тетрадь_и_методические_указания_для_выполнения_лабораторных_работ.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Садоводство, ботаника и физиология растений» БОТАНИКА РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторных работ Кинель РИЦ СГСХА 2014
Стр.1
УДК 580 ББК 28.5 Б-86 Б-86 Ботаника : рабочая тетрадь и методические указания для выполнения лабораторных работ / сост. Н. А. Мельникова, В. М. Царевская, Ю. В. Степанова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 75 с. В учебном издании в соответствии с рабочей программой дисциплины «Ботаника» даны планы проведения лабораторных работ, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы по основным изучаемым темам, а также рекомендуемая литература. Рабочая тетрадь и методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного отделения направлений подготовки 110500 «Садоводство», 110400 «Агрономия». © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Мельникова Н. А., Царевская В. М., Степанова Ю. В., составление, 2014 2
Стр.2
Предисловие Ботаника – это наука о растениях. Её задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции. Растения широко используются человеком как пища и корм для животных, как источник сырья для хозяйственной деятельности (прядильные, красильные, дубильные и др.), как ценнейшие лекарственные средства. Ботаника тесно связана с разнообразными сторонами жизни и хозяйственной деятельности человека: сельским хозяйством, медициной и различными отраслями промышленности. Рабочая тетрадь с методическими указаниями предназначена для лабораторных занятий, а также для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Ботаника». Каждая тема включает практическое задание, рисунки и вопросы для самоконтроля. На лабораторном занятии студент должен выполнить задания и оформить рисунки. В ходе самостоятельной работы во внеаудиторное время необходимо, используя учебную литературу, изучить предложенные темы, заполнить тетрадь и ответить на вопросы для проверки усвоения материала. Каждая тема проверяется преподавателем. Рабочая тетрадь, оформленная в соответствии с требованиями преподавателя, является необходимым условием для аттестации и допуска студента к сдаче экзамена, а также является вспомогательным материалом для формирования профессиональных компетенций. Утерянная тетрадь подлежит обязательному восстановлению. Целью методических указаний является получение знаний: - строения и жизнедеятельности растительной клетки; - основных биохимических процессов растительной клетки; - вегетативных и репродуктивных органов цветковых растений; - многообразия растительного мира и понятие систематики растений; умений: - планировать свою деятельность по изучению курса; - оформлять, описывать и предоставлять результаты работы; - пользоваться справочной и методической литературой; - контролировать, проверять и осуществлять самоконтроль в ходе и после выполнения работы; владений: - компьютером как средством управления и получения информации; - организацией и планированием, а также анализом своей учебнопознавательной деятельности; - систематизацией полученных результатов; - получения и оценки результатов, обобщением информации, описанием результатов, формулировкой выводов. Задачи методических указаний: - дать основные понятия и термины по изучаемым темам; 3
Стр.3
- стимулировать самостоятельное творческое мышление; - организовать самостоятельную работу студентов. Рабочая тетрадь и методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного отделения, обучающихся по направлениям подготовки 110500.62 «Садоводство», 110400.62 «Агрономия». Изучение дисциплины «Ботаника» способствует формированию следующих профессиональных компетенций: - использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов анализа, теоретического и экспериментального исследования; - способность распознавать по морфологическим признакам овощные, плодовые, лекарственные, эфиромасличные и декоративные растения; - способность к обобщению и статистической обработке результатов полевых и лабораторных исследований, формулированию выводов. 4
Стр.4
ТЕМА 1. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОПТИЧЕСКОГО МИКРОСКОПА. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ. СТРОЕНИЕ И ФОРМА РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК Цели работы. Изучить основные части микроскопа, их устройство и назначение. Освоить правила работы с микроскопом. Научиться готовить временные препараты, рассмотреть паренхимную и прозенхимную формы клетки, сравнить их. Изучить строение растительной клетки, ее компонентов, видимых в оптический микроскоп. Изучить форму и расположение пластид в клетке, пронаблюдать за движением цитоплазмы. Задание 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа. Обозначьте в тетради основные части микроскопа, относящиеся к оптической и механической системам. Обозначения: Рис. 1. Строение микроскопа «Биолам» Задание 2. Изучите правила работы с микроскопом и технику приготовления временных препаратов, запишите в тетрадь. 5
Стр.5
Задание 3. Приготовьте временный препарат листа элодеи или валиснерии. Рассмотрите строение листа под микроскопом сначала при малом, а затем при большом увеличении. Обратите внимание на компоненты клетки, видимые в микроскоп. Найдите ядро, вакуоли, хлоропласты. При малом увеличении пронаблюдайте за движением цитоплазмы. Зарисуйте 4-5 клеток листа, в каждой клетке нарисуйте видимые в микроскоп компоненты клетки, сделайте обозначения, стрелочками покажите направления движения цитоплазмы. Рис. 2. Строение листа элодеи (валиснерии) Задание 4. Пользуясь учебной литературой, изучите строение растительной клетки, обозначив все её части. Обозначения: Рис. 3. Схема строения растительной клетки ТЕМА 2. ПЛАСТИДЫ. ЗАПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ Цели работы. Изучить типы пластид в растительной клетке. Рассмотреть форму и строение крахмальных и алейроновых зерен. Задание 1. Приготовьте временный препарат мякоти плодов рябины. При малом и большом увеличении найдите место, где можно рассмотреть отдельные клетки с хромопластами, обратите внимание на их форму и цвет. Зарисуйте клетки мякоти плодов, и окрасьте хромопласты. Сделайте обозначения. 6
Стр.6
Рис. 4. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов Задание 2. Приготовьте временный препарат крахмальных зерен картофеля и рассмотрите его при малом и большом увеличении. Проведите реакцию на крахмал раствором йода в иодиде калия. Зарисуйте при большом увеличении крахмальные зерна различных растений, сохраняя пропорции между ними. Сделайте обозначения. Рис. 5. Крахмальные зерна различных видов растений Задание 3. Рассмотрите под микроскопом постоянный препарат поперечного среза зерновки пшеницы. Найдите алейроновый слой и рассмотрите алейроновые зерна. Зарисуйте несколько клеток алейронового слоя вместе с тремя-четырьмя клетками эндосперма с крахмалом, семенную кожуру и околоплодник. Сделайте обозначения. Рис. 6. Зерновка пшеницы на поперечном разрезе 7
Стр.7
Задание 4. Зарисуйте одну-две клетки семядоли фасоли и сделайте обозначения алейроновых и крахмальных зерен. Рис. 7. Алейроновые и крахмальные зерна в клетках семядоли фасоли ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каково рабочее расстояние объективов малого и большого увеличения? 2. Какие клетки называются паренхимными, а какие прозенхимными? 3. В чем отличие между растительной и животной клетками? 4. Какие компоненты клетки можно рассмотреть в оптический микроскоп? 5. Какие компоненты клетки относятся к протопласту, а какие к производным протопласта? 6. Каково строение и значение биологических мембран? Где они расположены в клетке? 7. Как осуществляется связь между клетками? 8. В результате какого процесса образуется первичный крахмал, и в каких органеллах? 9. Какие пигменты содержатся в хлоропластах? 10. Какие органы растений содержат большое количество хлоропластов? 11. В клетках каких органов растений чаще всего можно встретить хромопласты? 12. Какие пигменты имеются в хромопластах? 13. Перечислите запасные вещества клетки. 14. Как, и в какой части клетки образуются крахмальные зерна? 15. Приведите примеры растений с высоким содержанием крахмала. 16. Чем отличаются запасные белки от конституционных? 17. Как, и в каких частях клетки образуются алейроновые зерна? 18. В каких органах растения накапливается запасной белок? 19. Перечислите культуры с высоким содержанием белка. ТЕМА 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПОКРОВНЫХ ТКАНЕЙ Цели работы. Изучить особенности клеток меристематических и покровных тканей, их функции и местоположение в растениях. Задание 1. На постоянном препарате верхушечной почки побега элодеи ознакомьтесь с общими чертами микроскопического строения верхушки стебля и отличительными признаками меристемы конуса нарастания. Зарисуйте контуры верхушечной почки элодеи, а также несколько клеток первичной 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.