Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Зоопсихология и сравнительная психология

0   0
Первый авторГроголева О.Ю.
ИздательствоОмский госуниверситет
Страниц28
ID327
АннотацияВключает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, требования к проведению исследовательской работы, вопросы и задания для самоконтроля, слварь основных понятий.
ISBN--5-7779-0443-2
УДК159.929
ББКЮ922я73
Гроголева О.Ю.. Зоопсихология и сравнительная психология / Гроголева О.Ю. — опубликовано впервые .— Омск : Омский госуниверситет, 2004 .— 28 с. — ISBN --5-7779-0443-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/327 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тихолаз З 855 Зоопсихология и сравнительная психология: Учебнометодическое пособие / Сост. <...> ISBN 5-7779-0443-2 Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения курса «Зоопсихология и сравнительная психология». <...> Оно включает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, перечень вариантов контрольных работ, требования к проведению исследовательской работы, перечень вопросов и заданий для самоконтроля, словарь основных понятий. <...> ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие УДК 159.929 ББК Ю922я73 Издание осуществлено при финансовой поддержке факультета психологии Издание ОмГУ Омск 2004 1 ISBN 5-7779-0443-2 © Гроголева О.Ю., составление, 2004 © Омский госуниверситет, 2004 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ............................................................................ 6 Психика человека не могла появиться внезапно, она развивалась постепенно, и ее эволюцию можно понять лишь на основе подлинных знаний о психической деятельности животных. <...> Знакомство студентов с содержанием пособия является необходимым условием успешного освоения курса «Зоопсихология и сравнительная психология», а также средством организации самостоятельной работы при выполнении контрольных работ. <...> Цель курса «Зоопсихология и сравнительная психология» – сформировать у слушателей представление о становлении, развитии и функционировании психики на дочеловеческом уровне. <...> В задачи курса входит: − изучение закономерностей развития психики животных в филогенезе; − рассмотрение соотношения врожденного и приобретенного в психическом развитии животного путём изучения онтогенеза его развития; − знакомство с условиями и предпосылками возникновения и развития психики человека. <...> В структуре учебного процесса место данной дисциплины определяется фундаментальной ролью, которая отводится <...>
Зоопсихология_и_сравнительная_психология.pdf
Министерство образования Российской Федерации Омский государственный университет УДК 159.929 ББК Ю922я73 З 855 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ОмГУ Рецензенты: канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии ОмГУ В.В. Лемиш, канд. психол. наук, доц. каф. психологии ОмГПУ Т.М. Тихолаз З 855 ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Зоопсихология и сравнительная психология: Учебнометодическое пособие / Сост. О.Ю. Гроголева. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 54 с. ISBN 5-7779-0443-2 Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов в процессе освоения курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Оно включает в себя методические рекомендации по выполнению контрольных работ, перечень вариантов контрольных работ, требования к проведению исследовательской работы, перечень вопросов и заданий для самоконтроля, словарь основных понятий. Для студентов психологического факультета заочной формы обучения. УДК 159.929 ББК Ю922я73 Издание осуществлено при финансовой поддержке факультета психологии Издание ОмГУ 1 Омск 2004 ISBN 5-7779-0443-2 © Гроголева О.Ю., составление, 2004 © Омский госуниверситет, 2004 2
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................................. 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ............................................................................ 6 ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ......................................................... 7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЖИВОТНЫХ-СИНУРБАНИСТОВ К СРЕДЕ ГОРОДА» ...................................................................................... 10 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СИНУРАБАНИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ К СРЕДЕ ГОРОДА ................................................................ 19 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ .................................. 41 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ .......................................................... 44 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .......................................................... 52 ПРЕДИСЛОВИЕ Психика человека не могла появиться внезапно, она развивалась постепенно, и ее эволюцию можно понять лишь на основе подлинных знаний о психической деятельности животных. Ян Дембовский Данное методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения факультета психологии. Знакомство студентов с содержанием пособия является необходимым условием успешного освоения курса «Зоопсихология и сравнительная психология», а также средством организации самостоятельной работы при выполнении контрольных работ. Цель курса «Зоопсихология и сравнительная психология» – сформировать у слушателей представление о становлении, развитии и функционировании психики на дочеловеческом уровне. В задачи курса входит: − изучение закономерностей развития психики животных в филогенезе; − рассмотрение соотношения врожденного и приобретенного в психическом развитии животного путём изучения онтогенеза его развития; − знакомство с условиями и предпосылками возникновения и развития психики человека. Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» входит в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521000 «Психология». В структуре учебного процесса место данной дисциплины определяется фундаментальной ролью, которая отводится знаниям о возникновении, развитии и закономерностях функционирования психического отражения на уровне животных для научного познания психики человека. В курсе освещаются кардинальные проблемы психологии – об отражательной природе психики, о единстве психики и поведения, о соотношении врожденного и приобретенного в онтогенезе животных, о закономерностях развития психики в филогенезе. Основная цель пособия – оказать помощь студентам заочного отделения факультета психологии в написании контрольной работы, а 3 4
Стр.2
также в самостоятельной подготовке и проведении исследовательской работы по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология». Помимо этого одной из задач пособия является формирование у студентов умения самостоятельно работать с литературой и ориентироваться в современных научных направлениях, изучающих поведение и психику животных. Пособие включает в себя методические рекомендации к оформлению и написанию контрольных работ, перечень вариантов контрольных работ, требования к проведению исследовательской работы, перечень вопросов и заданий для самоконтроля, словарь основных понятий. Даны списки рекомендуемой литературы ко всем вариантам контрольной работы. Представлен рекомендательный библиографический список ко всему курсу, номера изданий из этого списка, на которые сделаны сноски в тексте пособия, заключаются в квадратные скобки. В результате освоения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» студент должен уметь использовать полученные знания для решения практических задач различного рода. В связи с этим студентам в рамках курса предлагается задание исследовательского характера, выполнение которого является обязательным для сдачи экзамена по «Зоопсихологии и сравнительной психологии». Тема исследовательской работы – «Психологические механизмы адаптации животных-синурбанистов к среде города». Пособие включает в себя методические рекомендации к выполнению данной работы, а также необходимую информацию для лучшего понимания студентами проблемы исследования в разделе «Теоретический обзор проблемы синурбанизации и психологических механизмов адаптации диких животных в среде города» (материал для этого раздела заимствован в работе Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович «Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде»). В конце раздела студентам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на осмысление и понимание предложенного материала. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами заочной формы обучения. Выполненная студентом контрольная работа служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение контрольной работы предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески применять полученные знания на практике. При выполнении контрольной работы студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и, по возможности, подобрать дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы. Контрольная работа должна иметь следующую структуру: − титульный лист, − план, − ответы на все задания, − список используемой литературы (обязательно наличие ссылок на литературный источник). Для самостоятельного выполнения студентам на выбор предлагается четыре варианта контрольных работ. Каждый из четырёх вариантов включает в себя по четыре задания. Три из них предполагают теоретический обзор и анализ предложенной литературы. Последний вопрос носит практический характер и является общим для всех четырёх вариантов. Тема практического задания – «Психологические механизмы адаптации животных-синурбанистов к среде города». Работа может быть выполнена в рукописном или печатном варианте (последнее – предпочтительней). Обязательным требованием к рукописному варианту работы являются разборчивость почерка, аккуратность выполнения и отсутствие исправлений. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать тематике контрольной работы, а также содержать выводы, обобщения и собственное отношение к проблеме. Примерный объем контрольной работы – в письменном варианте – 20–25 стр., в печатном – 10–15 стр. 5 6
Стр.3
11. Мешкова Н.Н. Познавательная функция манипуляционной активности серой крысы // Вест. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1981. № 3. С. 31–42. 12. Мешкова Н.Н.., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М.: Аргус, 1996. 13. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983. 14. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978. 15. Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970. 16. Панов Е.Н. Сигнализация и «язык» животных. М., 1970. 17. Полетаева И.И. Собаки Л.В. Крушинского // Природа. 1999. № 8. С. 150–155. 18. Резникова Ж.И. Экология, этология, эволюция. Ч. 1: Структура сообществ и коммуникация животных. Новосибирск, 1997. (Элекронный вариант – информация на сайте факультета психологии). 19. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969. 20. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970. 21. Фабри К.Э. Зоопсихология // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. 22. Фабри К.Э. Игра у животных. М.: Знание, 1980. 23. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1985. 24. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975. Учебное издание Составитель Ольга Юрьевна Гроголева ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие Технический редактор Н.В. Москвичёва Редактор Е.В. Коськина Подписано в печать 10.03.04. Формат бумаги 60х84 1/16. Печ. л. 3,37. Уч.-изд. л. 3,0. Тираж 100 экз. Заказ 123. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 53 54
Стр.27

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.