Документы Борис Филиппов Богдан Памяти Богдана Ивановича Сагатова — Леонида Богданова Уже дед был актером. <...> Как бросил хозяиновать в своем маленьком имении, заложенном и перезаложенном во имя украинского театра, так и пошел в актеры. <...> Имение было продано, деньги ушли на тот же театр — и на кочевую, беспокойную жизнь тогда еще не украинского, а малороссийского актера. <...> Было в деде какое-то гармоническое смешение устоявшегося мелкопоместного быта панков Киевшиньг, разгула киевских бурсаков и драматического надрыва и лирики лишенных оседлости артистов украинских трупп. <...> То с задумчивой слезой, то с крутым хохлацким юмором любил помянуть дед Саксаганского и Карпенко-Карого, Заньковецкую и Кропивницкого, с которыми протекла его молодость, с которыми изъездил он всю Россию — от Бвндер до Владивостока, от Армавира до Архангельска. <...> А здоровьем небо деда не обделило: уже девяноста двух лет он женился в третий раз — и же* нился на тридцатипятилетней: бросила она старика только, коода ему стукнуло сто один. <...> Правда, все свои роли он знал наизусть — за десятки лет своего служения украинским Мельпомене и Талии он их выучил насквозь и даже глубже, — но всетаки отца, перенявшего лет с тридцать назад дедову антрепризу, 96 БОРИС ФИЛИППОВ отсутствие старика в театре не могло не беспокоить. <...> Но через десять-(пятнадцать дней он появляется, как ни в чем не бывало, хмуро протягивает жене или невестке восьмушку чая, буркнув: — Завари-ка вот этого. <...> Труппа состояла из деда — благородного отца и комического старика, отца — на первые характерные роли, матери — сперва -— лирической героини на роли дивчин, а потом — героини на более пожилые роли, двухтрех актеров и певцов первого плана, двух актрис первого тоже плана, да десятка хористов, из которых несколько могли исполнять и роли второго и третьего плана. <...> Прибавьте к этому нескольких евреев -скрипачей и дирижера — маэстро Могил евюкого, — вот вам и труппа. <...> Духовиков нанимали <...>