Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра философии, права и социально-политических дисциплин
О. Г. Басалаева
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки:
51.03.04 (072300.62) «Музеология и охрана объектов
культурного и природного наследия»,
38.03.02 (080200.62) «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Формы обучения:
очная, заочная
Кемерово 2015
1
Стр.1
УДК 316
ББК 60.5
Б27
Утверждено на заседании кафедры философии, права и социальнополитических
дисциплин социально-гуманитарного института
ФГБОУ ВПО «КемГУКИ» 23 декабря 2014 г., протокол № 6.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
социально-гуманитарного института ФГБОУ ВПО «КемГУКИ»
29 января 2015 г., протокол № 5.
Рецензенты:
Е. В. Головацкий, кандидат социологических наук, доцент,
заведующий кафедрой социологических наук КемГУ;
Д. Д. Родионова, кандидат философских наук, доцент,
заведующая кафедрой музейного дела КемГУКИ.
Б27
Басалаева, О. Г. Социология [Текст]: учеб.-метод. пособие
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки:
51.03.04 (072300.62) «Музеология и охрана объектов
культурного и природного наследия» (профили: «Выставочная
деятельность», «Культурный туризм и экскурсионная
деятельность»), 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» (профили:
«Управление человеческими ресурсами», «Управление малым
бизнесом») / О. Г. Басалаева; Кемеров. гос. ун-т культуры и
искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2015. – 114 с.
ISBN 978-5-8154-0303-1
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО и предназначено для самостоятельной работы студентов очной и заочной
форм обучения. Пособие может быть рекомендовано для других (несоциологических)
направлений подготовки бакалавров.
УДК 316
ББК 60.5
ISBN 978-5-8154-0303-1 © О. Г. Басалаева, 2015
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной образовательной парадигмы ожидаемые
результаты обучения в рамках дисциплины «Социология» формируются
в контексте компетентностного и информационнодеятельностного
подходов к подготовке выпускников. Поэтому цели
и задачи данного учебно-методического пособия направлены на развитие
у студентов набора общекультурных компетенций, способствующих
подготовке выпускников по указанным направлениям подготовки,
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Целью пособия является организация самостоятельной работы
студентов по достижению образовательных результатов в форме компетенций
через информационный, технологический, коммуникативный,
деятельностный потенциалы образовательной среды.
Задачи учебно-методического пособия:
раскрытие содержания дисциплины в соответствии с компетентностным
подходом;
изложение рекомендаций по усвоению системы знаний и
представлений в соответствии со структурными элементами компетенции
(знать, иметь представление, уметь, владеть);
мотивация и развитие интереса к дисциплине;
оптимизация подготовки студентов к систематической проверке
знаний во время занятий и по итогам самостоятельной работы;
обеспечение единства требований к системе усвоения и контроля
качества знаний студентов;
управление познавательной деятельностью студентов.
Соотношение компонентов, входящих в состав данного учебнометодического
пособия, представлено таким образом, что студенты,
с одной стороны, сориентированы на изучение необходимого минимума
теоретических знаний, а с другой – мотивированы на расширение
и углубление знаний по социологии за счет самостоятельного
изучения рекомендованной литературы.
Учебная дисциплина «Социология» дает возможность познакомиться
с основными закономерностями развития общества и формами
3
Стр.3
регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать
особенности социальных групп и общностей, овладеть основами
социологического исследования, приобрести навыки социологического
мышления. Изучение социологии позволит выпускнику анализировать
профессиональную деятельность в контексте общественных явлений
и событий, видеть индивидуальные и профессиональные
проблемы как часть общесоциальных процессов. Социология –
это наука, которая стремится всесторонне изучать социальные взаимосвязи.
Знание социологии позволяет более рационально учитывать
поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности
общества.
Цель освоения дисциплины – формирование системы знаний и
представлений:
об обществе и его структуре;
о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования
в процессе социализации;
об основных закономерностях и формах регуляции социального
поведения;
о природе возникновения и функционирования основных социальных
субъектов: социальных институтов, общностей, групп;
о методах сбора и обработки социологической информации.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся
следующих общекультурных компетенций:
– по направлению подготовки 51.03.04. (072300.62) «Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия», профилям:
«Выставочная деятельность», «Культурный туризм и экскурсионная
деятельность»: владение культурой мышления, способность к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору
путей ее достижения (ОК-1); способность логически верно, аргументированно
и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); способность
применять основные положения и инструментарий (методы)
социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных
и профессиональных задач (ОК-7).
4
Стр.4
– по направлению подготовки 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент»,
профилям: «Управление человеческими ресурсами», «Управление
малым бизнесом»: знание и понимание законов развития природы,
общества и мышления и умение оперировать этими знаниями
в профессиональной деятельности (ОК-2); умение логически верно,
аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
(ОК-13).
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит методические
указания, способствующие усвоению студентами знаний, умений,
навыков по всем разделам курса; контрольные вопросы, задания
для самостоятельной работы и список рекомендуемой для изучения
литературы по каждой теме. Оно окажет существенную помощь
в подготовке к формам текущего контроля, применяемым для диагностики
формируемых компетенций: устный опрос; электронный отчет
о выполнении практических заданий; отчет о выполнении самостоятельной
работы; тестирование по всем темам каждого раздела дисциплины
посредством тестовых заданий на установление соответствия,
заданий с выбором ответов, заданий-дополнений.
К промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
студентам рекомендуется изучить и тщательно проработать учебный
материал (лекционных, практических и самостоятельных занятий)
с учетом рекомендованной литературы.
5
Стр.5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное изучение дисциплины «Социология» возможно
при выполнении ряда указаний:
построить работу по основным этапам, соответствующим
предложенным темам лекционного материала, и примерным заданиям
для самостоятельной работы;
проверить свои знания по контрольным вопросам;
уяснить содержание основных понятий;
внимательно ознакомиться с основной и дополнительной литературой
по соответствующим темам.
Для успешного формирования компетенций на базе изучения
дисциплины «Социология» обязательным условием является интеграция
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Самостоятельная
работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская,
научно-исследовательская работа студентов, выполняемая как по заданию
и при методическом руководстве преподавателя, так и без его непосредственного
участия (при частичном участии преподавателя, оставляющем
за собой контроль над работой студентов).
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных
занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по
его заданию и включает в рамках данной дисциплины:
определение основных понятий;
конспектирование основного содержания лекции;
анализ презентационного материала;
обобщение, сравнение с ранее изученным материалом, выделение
нового;
выполнение практических заданий;
решение тестов.
6
Стр.6