Культурология ТОТЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: К ИСТОКАМ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Т.Е. Владимирова Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт русского языка и культуры; Российский университет дружбы народов Антропный принцип, лежащий в осознании мира, предопределил сходство архаичной ступени эволюции человека. <...> При этом в качестве материала предлагается сосредоточить внимание на тотемических представлениях, обнаруживающих сходство в различных этнолингвокультурах. <...> Антропный принцип, который лежит в осознании мира [7: 14–15], предопределил сходство архаичной ступени эволюции человека. <...> Изучая орудия труда, жилища и различного рода артефакты, археологи, этнографы и лингвисты выдвинули гипотезу о «распространении Homo Sapiens из одного центра, что выражается в единстве облика материальной культуры от Атлантики до Тихого океана в период от 40–35 тыс. лет; в существовании некоторых общих типов орудий труда в материальной культуре людей Земли; в существовании дуальной экзогамии как древнейшего принципа формирования социального коллектива раннеродовой общины, – общего этапа, через который прошло все человечество» [8: 76]. <...> Настоящая статья представляет собой попытку рассмотрения наиболее удаленного от нас лингвокультурного пласта, соотносимого с дородовой и родовой ступенями развития сознания, языка и культуры; материал для анализа ограничивается тотемическими представлениями, связанными с почитанием оленя (лося), которые обнаруживают сходство в различных этнолингвокультурах1. <...> При этом мы будем исходить из парадигмальной установки, основу которой составят: 1) концепция исторически возникавших и сосуществующих типов сознания Г.Г. Шпета, который различал в эволюции человека такие типы сознания, как называющее (язык); религиозно-мифологическое, полностью опосредующее мировосприятие; художественно-героическое, преобразующее действительность и приобщающее ее к «социо-культурному <...>