Голубенко Наталья Борисовна Лыбедь: вымысел или реальность В статье рассказывается о исторической личности - Лыбеди. <...> Кто такая Лыбедь, сестра тех братьев — Кия, Хорива и Щека — из древнеславянских мифов? <...> 1) Лыбедь — в восточнославянской мифологии генеалогическая героиня, сестра трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива. <...> Древнерусское предание о происхождении полян (в “Повести временных лет”) родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырка Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального ЛЫБЕДЬ под влиянием мифологического мотива превращения богатырки в птицу. <...> 2) По Нестору Киев возник при следующих обстоятельствах: « Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. <...> Они были мужики знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т.е. Киевым. <...> Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь и приял великую честь от царя греческого; 1 на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать нем; но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом. <...> Нестор в повествовании своем основывается единственно на изустных сказаниях: отдаленный многими веками от случаев, здесь описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда неверного в подробностях? <...> Может быть, что Кий и братья его никогда в самом деле не существовали и что вымысел народный обратил названия мест, неизвестно от чего произошедшие <...>