2015, том 17 [3] ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ Н.М. <...> Фатеева, А.В. Арефьева ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, г. Тюмень Изучено влияние экзаменационного стресса на организм, устойчивость к стрессу и уровень тревожности у студентов в семестровый период и во время экзаменационной сессии. <...> Анализ результатов показал, что состояние экзаменационного стресса приводит к достоверному увеличению показателей вегетативного индекса Кердо (у 83% cтудентов). <...> Отмечено напряжение в системе адаптационных возможностей организма (у 17% обследованных), а именно, напряжение в функциональной системе обеспечения организма кислородом в период сессии. <...> Наиболее ярко эти изменения выражены у студентов с высоким уровнем нейротизма. <...> Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение учащихся средней и, особенно, высшей школы. <...> Часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии. <...> Известно, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему студентов. <...> По данным российских авторов в период экзаменационной сессии у студентов регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, повышении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения [1]. <...> Эмоциональное напряжение приводит к активации вегетативной нервной системы, ее симпатического или парасимпатического отделов, и к развитию процессов, сопровождающихся нарушением гомеостаза и лабильностью сердечно-сосудистой системы в ответ на эмоциональный стресс [2 <...>