Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №5 2016

0   0
Страниц263
ID316738
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2016 .— №5 .— 263 с. — URL: https://rucont.ru/efd/316738 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ответы на эти извечные вопросы пыталась найти «философия американского натурализма», одним из представителей которой был Корлисс Ламонт (1902-1995). <...> Ламонт – крупнейший американский философ ХХ века, политический деятель, защитник свобод, автор более 20 книг, сотен памфлетов и писем. <...> Необходимо отметить, что сам лагерь американского натурализма неоднороден, поэтому в интерпретации каждого его представителя следует отличать онтологическую, гносеологическую и культурную позиции. <...> Ламонт ), с другой стороны, в нем можно выделить философов, в мировоззрении которых материализм проявляется скорее как тенденция (Э. <...> Ламонт называет «натуралистическим гуманизмом»: «Натуралистический гуманизм, – пишет он, – есть гуманизм, который я поддерживаю в течение сорока лет» [8, с. <...> Проблемы натуралистического гуманизма, его идейных истоков, перспектив развития были поставлены и проанализированы ученым в его работе «Философия гуманизма». <...> К важнейшим чертам американского натурализма, именно его левого крыла, представителем которого был К. <...> Ламонт подчеркивает, что философию натуралистического гуманизма поддерживают многие ученые, стоящие на разных философских, социологических позициях, например, У. <...> К сторонникам натуралистического гуманизма, хотя и не в полной мере, относятся унитарии, в частности, Дж. <...> В статье исследуется связь философии американского натурализма с учением унитариев. <...> 21 октября 2016 г. DOI: 10.18522/2070-1403-2016-58-5-58-69 ФИЛОСОФИЯ УДК 101 Ю.А. Шестаков Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия shesyur@mail.ru ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ [Shestakov Yu. <...> Предложив его миру, артикулировав в рамках своей идеологической доктрины, Россия сделает серьезный шаг в направлении стратегического противодействия покушениям на ее суверенитет. <...> Одним из основных культурных факторов стратегического противодействия этим угрозам <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№5_2016.pdf
DOI: 10.18522/2070-1403-2016-58-5-2-17 ФИЛОСОФИЯ УДК 001 Е.В. Волохова Южно-Российский государственный политический университет (НПИ) имени М.И. Платова г. Новочеркасск, Россия zam_87 @mail.ru СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА [Volokhova E. Sociocultural and personal determinants of man’s liberty self-transcendental process] It is considered the fact that in order to be a bearer of freedom, one must become a personality, with a harmony of self-realization and moral self-restraint. The ability of a person to liberty involves his/her personal maturity. Personal determinants of a person as the bearer of positive freedom consists in the ability to the spontaneous activity shown in a creative work and love. These abilities stem from the autonomy of feelings and desires, as well as from originality, reactivity, criticality and independence of thought, because in terms of mental operations the person is able to overcome its own oneness, liberation from passions and create conditions for the self-determination of their desires and actions. Real freedom is generated from the force of the creative energy of the personality. Key words: liberty, man, existence, self-transcendental process, personality, culture, society, creativity. Концептуальное оформление философско-антропологической экспликации самотрансценденции свободы личности в социокультурной реальности, так или иначе, ставит вопрос о ее обусловленности социокультурными и, собственно, личностными детерминантами. Человек, в отличие от животного, имеет не только биологическую природу, но и социокультурную сущность. Как верно отмечает Э. Фромм, «человеческая природа, ее страсти и тревоги – все это продукт культурного развития общества…» [15, с. 27]. Человек становится человеком благодаря усвоению социокультурного опыта как системы внегенетической передачи информации. Поэтому характер чрезвычайной, первостепенной важности имеет выявление социокультурных детерминант человеческой свободы. Гуманитарные и социальные науки 2016. № 5 2
Стр.1
Одним из самых убедительных факторов влияния социокультурного пространства на расширение степени личностной свободы за счет изменения социального статуса человека был открыт П.А. Сорокиным в области социальной мобильности, которая представляет собой «явление перемещения индивида внутри социального пространства» [12, с. 297]. Под последним он понимал положение человека в социальной вселенной, определяемое совокупностью устанавливаемых им социальных связей. Он полагал, что люди, которые принадлежат к одним и тем же социальным группам, выполняют идентичные функции внутри этих групп и находятся в более-менее одинаковом социальном положении. Находясь в условиях социальной стратификации, т.е. дифференциации людей на классы в иерархическом ранге, имеющих разные степени свобод, ответственности и привилегий, человек в условиях демократических обществ имеет возможность за счет восходящей вертикальной мобильности повысить собственный социальный статус. Само это повышение и будет означать увеличение возможностей проявления его свободы. Это касается не только демократических обществ, поскольку, как отмечает П.А. Сорокин, «вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной» [12, с. 377]. Но он же указывает и на то, что не было и общества, где бы, наоборот, вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального статуса в другой не имел бы никакого сопротивления. Интенсивность социальной мобильности в различных социокультурных пространствах не только неодинакова, но и колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории, что дает основание предполагать отсутствие константной направленности в сторону ее увеличения или ослабления. Нелишним будет отметить, что «культура расширяет степень свободы, но вместе с тем она развивает силу уравнивания, действуя репрессивно» [4, с. 6]. Последнее заставляет человека часто бороться против социокультурных норм и запретов, чтобы отстоять свое индивидуально-личностное начало. При этом важнейшим условием этой борьбы является само изучение культуры с целью последующего использования ее потенциальных возможностей. Свобода проявляется в выборе, а сам выбор детерминирован и ограничен Гуманитарные и социальные науки 2016. № 5 3
Стр.2
возможностями культуры, а также теми нормами, которые она вменяет ее представителям. При этом «…индивидуум может быть на сто процентов убежден в спонтанности своих мыслительных операций, в то время, как они возникают под воздействием другого физического лица, при определённых условиях» [15, с. 237]. Процесс формирования личности культурой осуществляется также за счет того, что сознание человека впитывает нормативные и ценностно-смысловые коды культуры. Социальные нормы, базирующиеся на методах подражания, внушения, убеждения и принуждения, задают правила совместного сосуществования людей, формируя их ценности и идеалы, без чего свобода личности немыслима. Как верно отмечает Г.В. Аллахвердиев, «постоянно растущее значение социальных норм объясняется тем, что выражаемые ими правила и требования осуществляют очень важную с точки зрения сочетания общественных и личных интересов, функцию социального контроля» [1, с. 83]. Обладая функцией социального контроля, социальные нормы играют ключевую роль в реализации механизма осуществления свободы личности, ее желаний, выбора и деятельности. Социальные нормы инкорпорированы и с нормами морали, усвоение которых также является необходимым для позитивного проявления личностной свободы. В этом же процессе задействованы и нормы права, которые, как и нормы морали, служат одной и той же цели: «созданию и поддержанию "замиренной среды", обеспечению социального порядка» [17, с. 62]. Ограничивая индивидуальную свободу, социальные, а также моральные и правовые нормы в то же время становится гарантом от перерождения свободы в преступную анархию и произвол. Особенно ярко необходимость регламентации свободы социальными нормами проявляется в политической практике и, конечно, в регулировании отношений собственности. Частная собственность в условиях конкуренции, порождаемой рыночной экономикой, становится фактором стимулирования личной инициативы и предпринимательства, создавая условия для самореализации личности, поскольку «…субъект, обладающий частной собственностью, уверенный в том, что эта собственность охраняется действующими социальными нормами, может расширить масштабы своей деятельности» [1, с. 84]. Все это становится и фактором, стимулирующим процесс самотрансцендирования личностной свободы. Гуманитарные и социальные науки 2016. № 5 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.