Рассматриваются также: история становления и развития паблик рилейшнз, структура PRслужбы, проблемы стратегического планирования PRкампаний, управление кризисными ситуаци ями, формирование индивидуального и корпоративного имиджа организаций или политических лиде ров, место и роль PRслужб в органах государственной власти, формы и методы работы со СМИ (бри финги, прессконференции, презентации и т.д.), этические и правовые основы PRдеятельности и др. <...> Способы взаимодействия PR со средствами массовой информации . <...> ОРГАНИЗАЦИЯ КАМПАНИЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ . <...> Роль PR в органах государственной власти . <...> Место и роль PR в региональных структурах власти . <...> Большин ство исследователей и практиков придерживаются пе реводной версии этого термина как «связи с обще ственностью», хотя существуют и другие (например, Г. Почепцов предлагает такие варианты, как «страте гические коммуникации», «общественные коммуни кации», «социальные коммуникации»). <...> Анализ основных определений понятия «паблик рилейшнз» ГЛАВА 1 «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» – НАУКА И ПРОФЕССИЯ юбая профессия определяется системой знаний и совокупностью функций, т.е. умений и навыков. <...> Анализ основных определений понятия «паблик рилейшнз» PR – это в первую очередь коммуникативная де ятельность, направленная на организацию коммуни кативного пространства для налаживания позитивных, доброжелательных, взаимовыгодных отношений меж ду организацией и общественностью. <...> Внешняя общественность – это широкая массовая общность людей, со своими интересами и ценностями, которая не связана непосредственно фор мальными отношениями со своей профессиональной деятельностью. <...> Работа специалистов по PR с внешней общественностью наиболее сложная и ресур соемкая. <...> . Итак, паблик рилейшнз представляет собой деятельность, которая осуществляется через публичную коммуникацию. <...> Паблисити – это позитивная известность, заинтересованное <...>
Теория_и_практика_PR.pdf
УДК 659(075.8)
ББК 76.006.5я73
В92
Главный редактор Д.И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Научный редактор:
др филолог. наук, доцент Д.Л. Шукуров (ИГЭУ)
Рецензенты:
др философ. наук, профессор (ИвГУ) А.Н. Портнов;
др полит. наук, профессор (ИГАСА) Ю.М. Воронов
В92
Вылежанин Д.А.
Теория и практика паблик рилейшнз [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д.А.
Вылегжанин. – 3е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 371 с.
ISBN 9785976502727
Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
и представляет собой учебный курс по специальности «Связи с общественностью», в котором
анали зируются основные понятия определения «паблик рилейшнз», раскрываются содержание
предмета и функции cвязей с общественностью, выделяются основные виды профессиональной
деятельности спе циалистов PR. Рассматриваются также: история становления и развития паблик
рилейшнз, структура PRслужбы, проблемы стратегического планирования PRкампаний,
управление кризисными ситуаци ями, формирование индивидуального и корпоративного имиджа
организаций или политических лиде ров, место и роль PRслужб в органах государственной
власти, формы и методы работы со СМИ (бри финги, прессконференции, презентации и т.д.),
этические и правовые основы PRдеятельности и др.
Для студентов гуманитарных факультетов, прежде всего обучающихся по специальности «Связи с
общественностью», и для всех интересующихся проблемами паблик рилейшнз.
УДК 659(075.8)
ББК 76.006.5я73
ISBN 9785976502727
© Д.А. Вылегжанин, 2008
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ 5
Глава 1. «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» –
НАУКА И ПРОФЕССИЯ................................................................................... 7
1.1. Анализ основных определений понятия «паблик рилейшнз» .......................... 7
1.2. Предмет паблик рилейшнз ................................................................................ 14
1.3. PR в системе социальногуманитарного знания.
Основные функции паблик рилейшнз ............................................................. 24
1.4. Связи с общественностью как профессия ....................................................... 27
1.5. Специалисты по связям с общественностью ................................................... 35
Глава 2. «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» – ИСТОРИЯ
И СОВРЕМЕННОСТЬ......................................................................................44
2.1. Становление и развитие паблик рилейшнз ...................................................... 44
2.2. Основные модели PRдеятельности .................................................................. 50
2.3. Паблик рилейшнз в современной России........................................................ 52
2.4. Образование в сфере cвязей с общественностью............................................ 58
Глава 3. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И СРЕДСТВА МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ ..........................................................................................65
3.1. Массовые коммуникации и средства массовой информации ........................ 66
3.2. СМИ – важнейший элемент социальных коммуникаций ............................. 74
3.3. Паблик рилейшнз и пропаганда ....................................................................... 75
3.4. Паблик рилейшнз, журналистика, реклама ..................................................... 84
3.5. Паблик рилейшнз и паблисити ......................................................................... 87
3.6. Журналистика и паблик рилейшнз в условиях
современного российского рынка ..................................................................... 89
3.7. Способы взаимодействия PR со средствами массовой информации ............ 96
3.8. Способы распространения информации ......................................................... 103
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PRСЛУЖБ .................................................................. 106
4.1. Церемония открытия ........................................................................................ 107
4.2. Приемы ............................................................................................................. 108
4.3. Презентации. Конференции ............................................................................. 110
4.4. Выставки ........................................................................................................... 113
4.5. Дни открытых дверей. «Круглый стол» .......................................................... 115
Глава 5. ИМИДЖ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ................. 119
5.1. Сущность, структура и функции имиджа ...................................................... 119
5.2. Имидж политика .............................................................................................. 132
5.3. Процесс формирования имиджа...................................................................... 139
5.4. Становление политического лидера ................................................................ 144
Стр.3
Глава 6. CВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ..................................................................... 151
6.1. Кризисные ситуации и их преодоление ......................................................... 151
6.2. Управление кризисом ....................................................................................... 155
6.3. Роль коммуникаций в разрешении кризиса .................................................. 164
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ КАМПАНИЙ
ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ .......................................................... 173
7.1. Место и роль специалистов PR в организациях ........................................... 173
7.2. PRкампания: понятие и основные типы ...................................................... 181
7.3. Исследование – важнейший этап в организации PRкампании ................ 183
7.4. Планирование PRкампании ........................................................................... 191
7.5. Реализация запланированных PRдействий и коммуникация...................... 197
7.6. Оценка эффективности PRкампании ........................................................... 200
7.7. Технология эффективной PRкампании ......................................................... 201
Глава 8. PR В БИЗНЕСЕ ................................................................................ 206
8.1. Бизнес и его имидж ........................................................................................ 206
8.2. PR в структуре социально ответственного бизнеса ....................................... 214
8.3. PRслужба в коммерческих структурах .......................................................... 216
8.4. Основные задачи специалистов по связям с общественностью
в сфере бизнеса ............................................................................................... 218
8.5. Паблик рилейшнз в финансовой сфере ......................................................... 225
Глава 9. CВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ................................................................................. 232
9.1. Политический PR ............................................................................................. 232
9.2. Лоббирование .................................................................................................... 236
9.3. Электоральный PR и его составляющие........................................................ 246
9.4. Стратегия и тактика избирательной кампании.............................................. 248
9.5. Организация предвыборной рекламной кампании ......................................... 253
9.6. Политический маркетинг ................................................................................. 259
Глава 10. PRСЛУЖБА В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ............................................. 270
10.1. Роль PR в органах государственной власти .................................................. 271
10.2. Место и роль PR в региональных структурах власти .................................. 278
10.3. Роль PR в муниципальных структурах власти .............................................. 284
10.4. Прессслужба и PRотдел в системе муниципального управления ............. 289
Глава 11. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
PRДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................................................... 297
11.1. «Хорошие PR должны начинаться дома» ...................................................... 297
11.2. Правовые аспекты профессиональной деятельности специалистов
по cвязям с общественностью ................................................................................. 315
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 320
ПРИМЕЧАНИЯ ............................................................................................. 321
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................... 329
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................. 334
Стр.4