Studia linguistica cognitiva 3 КОГНИТИВНАЯ ДИНАМИКА В ЯЗЫКОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ Studia linguistica cognitiva Выпуск 3 КОГНИТИВНАЯ ДИНАМИКА В ЯЗЫКОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 81(082) ББК 81.2 С88 Р е д а к ц и о н н ы й с о в е т с е р и и А.В. Кравченко (гл. ред.), В.А. Виноградов (зам. гл. ред.), Т.Л. Верхотурова, В.З. Демьянков, А.А. Залевская Studia linguiustica cognitiva. <...> Два взгляда на природу языка: формальная лингвистика (с ее письменно-языковой предвзятостью) vs. диалогическая лингвистика. <...> Семиотическая концептуализация человеческого тела (теория и методология анализа) . <...> Биосемиотическая парадигма знания и практика преподавания иностранного языка . <...> Формирование вторичной языковой личности в процессе обучения дисциплинам лингвистического цикла . <...> Взаимодействие «автор – рецензент» как сфера реализации распределённой когниции . <...> Попыткой наладить такой диалог стала международная конференция «Когнитивная динамика в языковых взаимодействиях», состоявшаяся в июне 2010 г. в Байкальском государственном универ4 ситете экономики и права в Иркутске. <...> Данный том, продолжающий научную серию Studia linguistica cognitiva, представляет собой собрание статей, в основу которых легли избранные доклады, представленные на конференции. <...> В этом контексте мы придерживаемся философской позиции, называемой ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЗИКАЛИЗМ, который заявляет, что все, что является ВОЗМОЖНЫМ ЗНАНИЕМ, носит физический характер и может быть описано какой-либо физической теорией. <...> То же, что находится за пределами возможного знания (то, что крайне трансцендентно), к примеру, традиционные человеческие вопросы о существовании Бога или человеческой души, согласно такой философии, не является релевантным для физикалистических теорий. <...> Очевидно, что граница между возможным и невозможным знанием весьма расплывчата – возможное знание может, к примеру, быть АКТУАЛЬНЫМ или ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ – и, далее, также становится очевидным, что эта философская <...>
Studia_linguistica_cognitiva._Когнитивная_динамика_в_языковых_взаимодействиях_(1).pdf
УДК 81(082)
ББК 81.2
С88
Р е д а к ц и о н н ы й с о в е т с е р и и
А.В. Кравченко (гл. ред.), В.А. Виноградов (зам. гл. ред.),
Т.Л. Верхотурова, В.З. Демьянков, А.А. Залевская
Studia linguiustica cognitiva. Вып. 3. Когнитивная динамика
С88
в языковых взаимодействиях [Электронный ресурс] : межвузовский
сб. науч. тр. / ред. совет : А.В. Кравченко (гл. ред.), В.А.
Виноградов (зам. гл. ред.), Т.Л. Верхотурова, В.З. Демьянков,
А.А. Залевская. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 270 с.
ISBN 978-5-9765-1577-2
В сборник вошли статьи, основанные на избранных докладах
участников одноименной международной конференции, прошедшей в
2010 г. в Байкальском государственном университете экономики и права.
Авторы затрагивают различные аспекты видения языка как особого
измерения когнитивной области взаимодействий сложной динамики
в контексте проблемы общей методологии языкознания и методики
обучения иностранному языку.
Для языковедов широкого профиля, лингвистов-когнитологов,
преподавателей вузов.
УДК 81(082)
ББК 81.2
ISBN 978-5-9765-1577-2
© Коллектив авторов, 2013
© КравченкоА.В. , перевод, 2013
© Издательство «ФЛИНТА»,
2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ РЕДАКТОРА . ...........................................................................................................4
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ . ...........................................................7
Г. Гëцше (Ольборг), Н.С. Буйко (Югра). Об онтологии языков .....................8
С. Имото (Саппоро). Что такое «языковая деятельность»,
по У. Матуране? Перевод с английского А.В. Кравченко .............................19
П. Линелл (Линкепинг). Два взгляда на природу языка: формальная
лингвистика (с ее письменно-языковой предвзятостью) vs.
диалогическая лингвистика. Перевод с английского А.В. Кравченко . .....41
А.В. Кравченко (Иркутск). Грамматика как семиозис .....................................58
Г.Е. Крейдлин (Москва). Семиотическая концептуализация
человеческого тела (теория и методология анализа) .................................81
Т.Л. Верхотурова (Иркутск). Динамика взаимодействия
обыденной и научной картины мира ................................................................98
Е.А. Макарова (Иркутск). Лингвистические аспекты взаимосвязи
категорий ОПЫТ и ЗНАНИЕ . ....................................................................... 115
Е.И. Ривелис (Стокгольм). Адъективный концепт в динамике
и в словаре ............................................................................................................... 130
Часть 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ . .............................................................. 155
И.К. Архипов (С.-Петербург). Биосемиотическая парадигма знания
и практика преподавания иностранного языка ......................................... 156
К.Л. Филатова (Екатеринбург). Изучение иностранного языка как
расширение синонимической сети: к методологии эксперимента ...... 168
Е.Ю. Протасова, В.В. Петровская, З.А. Проскурина, А.В. Овчинников
(Хельсинки). Монолингвы и билингвы: особенности рассказывания
по картинке у детей дошкольного возраста................................................. 182
Н.С. Буйко (Югра). Формирование вторичной языковой личности
в процессе обучения дисциплинам лингвистического цикла ............... 213
М. Пиккарайнен (Хельсинки). О средствах построения взаимодействия
на российском телевидении .............................................................................. 227
А.В. Колмогорова (Новокузнецк). Взаимодействие «автор – рецензент»
как сфера реализации распределённой когниции .................................... 240
Е.П. Кофман (Челябинск). Средства выражения отрицания
в английском языке и особенности его функционирования ................. 260
3
Стр.3