Гиенко Технология рабоТы социального педагога общеобразоваТельного учреждения Учебное пособие ФЛИНТА•НАУКА П.А. <...> ГИЕНКО ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию для обучающихся по направлению подготовки 050400 — «Психолого-педагогическое образование» Москва Издательство «ФлИнта» 2014 1 УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Ш48 Р е ц е н з е н т ы: доктор педагогических наук, профессор алтГПа И.К. Шалаев; доктор социологических наук, кандидат психологических наук, профессор аГУ Л.Д. Демина Шептенко П.А. <...> ISBN 978-5-9765-1686-1 Учебное пособие подготовлено в соответствии с базовым учебным планом основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». <...> 47 2.2. технология работы социального педагога по формированию социальной компетентности учащихся . <...> 60 2.3. технология социально-педагогической профилактики (на примере социально-педагогического проекта «наш выбор — жизнь») . <...> 125 3.3. технология работы социального педагога с неблагополучной семьей . <...> 132 3 3.4. технология работы социального педагога с сетью социальных контактов . <...> В настоящее время в России существуют различные типы образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <...> В теоретико-квалификационный справочник и классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования она включена в 1990 г. Подготовка социальных педагогов <...>
Технология_работы_социального_педагога_общеобразовательного_учреждения_(1).pdf
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.6я73
Ш48
Р е ц е н з е н т ы:
доктор педагогических наук, профессор алтГПа И.К. Шалаев;
доктор социологических наук, кандидат психологических наук,
профессор аГУ Л.Д. Демина
Шептенко П.А.
Ш48
технология работы социального педагога общеобразовательного
учреждения [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / П.а. Шептенко, Е.н. Дронова, л.н. Гиенко;
под ред. П.а. Шептенко. — 2 -е изд., стер. — М. : ФлИнта,
2014. — 200 с.
ISBN 978-5-9765-1686-1
Учебное пособие подготовлено в соответствии с базовым учебным
планом основной образовательной программы бакалавриата по направлению
«Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и
социальная педагогика». В пособии раскрываются технологические основы
работы социального педагога школы. Предлагается научно-методический
материал, используемый социальным педагогом в условиях общеобразовательного
учреждения, а также вопросы и задания для самоконтроля.
Для студентов, преподавателей педагогических высших учебных заведений:
социальных педагогов, психологов, социальных работников, педагогов-воспитателей.
УДК
37.013.42(075.8)
ББК 74.6я73
ISBN 978-5-9765-1686-1
2
© Шептенко П.а.,
Дронова Е.н., Гиенко л.н., 2013
© Издательство «ФлИнта», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСлОВИЕ .............................................................................................. 5
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ........................................................................................ 7
1.1. Содержание деятельности социального педагога
в условиях общеобразовательного учреждения ............................ 7
1.2. Основные функции в деятельности социального педагога ......... 10
1.3. Правовые основы деятельности социального педагога ............... 12
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................... 45
II. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С УЧАЩИМИСЯ .................................................................................. 47
2.1. Содержание работы социального педагога
с учащимися в школе ...................................................................... 47
2.2. технология работы социального педагога
по формированию социальной компетентности учащихся ......... 60
2.3. технология социально-педагогической профилактики
(на примере социально-педагогического проекта
«наш выбор — жизнь») ................................................................. 68
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................. 118
III. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЕЙ ............................................................................................ 119
3.1. Содержание деятельности социального педагога с семьей
в условиях общеобразовательного учреждения ......................... 119
3.2. технология личностно ориентированного
социально-педагогического взаимодействия ............................. 125
3.3. технология работы социального педагога
с неблагополучной семьей ........................................................... 132
3
Стр.3
3.4. технология работы социального педагога с сетью
социальных контактов .................................................................. 139
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................. 155
IV. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР ................................................ 156
4.1. Содержание деятельности социального педагога
как менеджера ............................................................................... 156
4.2. Планирование деятельности социального педагога .................. 158
4.3. технология эффективности деятельности
социального педагога ................................................................... 171
Вопросы и задания для самоконтроля .................................................. 180
V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, СИТУАЦИИ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ .......................................................... 182
VI. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ............................................... 185
ИСПОлЬЗУЕМаЯ И РЕКОМЕнДУЕМаЯ лИтЕРатУРа .................... 193
4
Стр.4