Лабораторный практикум по детской психологии •ФЛИНТА• ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 159.922.7(075.8) ББК 88.8я73 Л12 Библиотека психолога Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева Члены редакционной коллегии: А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко Рецензенты: д-р психол. наук, проф. <...> Пермского государственного института искусств и культуры А.И. Щебетенко; канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета Т.А. Попова Составител и: ст. преподаватель кафедры психологии ПГПУ, Л.П. Скрыльникова ; ст. преподаватель кафедры психологии ПГПУ канд. пед. наук О.Н. Богомягкова Лабораторный практикум по детской психологии [Электронный ресурс] Л12 / сост. <...> ISBN 978-5-9765-0121-8 Лабораторный практикум по детской психологии состоит из трех разделов, содержащих 15 заданий, сгруппированных по возрастному принципу. <...> Психодиагностическая работа с детьми младенческого возраста . <...> Методика выявления уровня нейропсихического развития детей 1-го года жизни (Э.Л. Фрухт). <...> Психодиагностическая работа с детьми раннего возраста . <...> Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни (Е.А. Стребелева). <...> Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни (Е.А. Стребелева). <...> Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста . <...> Различие в продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания у детей (А.Н. Леонтьев) . <...> Устойчивость цели в условиях отвлекающих воздействий (В.К. Котырло). <...> Методика выявления уровня нейропсихическо го развития детей первого года жизни <...>
Лабораторный_практикум_по_детской_психологии_(1).pdf
УДК 159.922.7(075.8)
ББК 88.8ÿ73
Ë12
Библиотека психолога
Главный редактор Д.И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
À.Ã. Àñìîëîâ, Â.À. Áîëîòîâ, Â.Ï. Борисенков, À.À. Äåðêà÷,
À.È. Äîíöîâ, È.Â. Дубровина, Ì.È. Êîíäàêîâ,
В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров,
Â.À. Ïîëÿêîâ, Â.Â. Ðóáöîâ, Ý.Â. Сайко
Рецензенты:
д-р психол. наук, проф. Пермского государственного института
искусств и культуры А.И. Щебетенко;
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии Пермского
государственного педагогического университета Т.А. Попова
Составител и:
ст. преподаватель кафедры психологии ПГПУ, Л.П. Скрыльникова ;
ст. преподаватель кафедры психологии ПГПУ
канд. пед. наук О.Н. Богомягкова
Лабораторный практикум по детской психологии [Электронный ресурс]
Л12
/ ñîñò. Ë.Ï. Скрыльникова, Î.Í. Богомягкова. 3-å èçä., стер. Ì. :
ÔЛИНТА, 2014. 67 ñ.
ISBN 978-5-9765-0121-8
Лабораторный практикум по детской психологии состоит из трех разделов,
содержащих 15 заданий, сгруппированных по возрастному принципу.
Предназначен для формирования навыков исследовательской работы.
Для студентов и преподавателей психологических факультетов вузов.
УДК 159.922.7(075.8)
ББК 88.8ÿ73
ISBN 978-5-9765-0121-8
2
© Издательство «ÔЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. Психодиагностическая работа с детьми младенческого
возраста ................................................................................. 5
Задание 1. Методика выявления уровня нейропсихического
развития детей 1-ãî года жизни (Ý.Ë. Ôðóõò)................. 5
Задание 2. Формирование «схемы-тела» у младенца. Элементы
самосознания (Á.Ã. Àíàíüåâ) .......................................... 18
Раздел II. Психодиагностическая работа с детьми раннего
возраста ............................................................................... 20
Задание 3. Методика психолого-педагогического обследования
детей 2-ãî года жизни (Å.À. Ñòðåáåëåâà)....................... 20
Задание 4. Методика психолого-педагогического обследования
детей 3-ãî года жизни (Å.À. Ñòðåáåëåâà)....................... 25
Задание 5. Формирование орудийных действий
у детей 13 ëåò.................................................................. 31
Раздел III. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного
возраста ............................................................................... 34
Задание 6. Наблюдение за проявлением свойств
темперамента ..................................................................... 34
Задание 7. Диагностика уровня развития сюжетно-ролевой
игры в старшем дошкольном возрасте
(Â.Ì. Àñòàïîâ) ................................................................... 37
Задание 8. Исследование общительности (Ò.À. Ðåïèíà) ................ 41
Задание 9. Исследование социометрического статуса .................... 42
Задание 10. Корректурная проба ......................................................... 44
Задание11. Различие в продуктивности непосредственного
и опосредованного запоминания у детей
(À.Í. Ëåîíòüåâ) ................................................................. 47
Задание 12. Устойчивость цели в условиях отвлекающих
воздействий (Â.Ê. Êîòûðëî)............................................ 49
Задание 13. Образование новых слов с помощью суффиксов ........ 50
3
Стр.3
Задание 14. Взаимосвязь обучения и возрастных особенностей
в формировании представлений об инвариантности
у детей 47 лет (Æ. Ïèàæå, Ï.ß. Гальперин,
Ë.Ô. Îáóõîâà) .................................................................... 52
Задание 15. Определение уровня интеллектуальных
способностей (À.È. Ñàâåíêîâ) ........................................ 59
Задание 16. «Äîìèê» (Í.È. Ãóòêèíà) .................................................. 61
Приложение 1 ............................................................................................. 63
Приложение 2 ............................................................................................. 64
Приложение 3 ............................................................................................. 65
4
Стр.4