УДК 372
ББК 74.200
Р17
Рецензенты:
В. А. Родионов, доктор педагогических наук, профессор, директор
Педагогического института физической культуры и спорта
ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
И. Б. Лебедев, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
УНК ПСД МОСУ МВД РФ
Т. И. Будаева, заслуженный учитель РФ, заместитель ректора по
взаимодействию с Комплексом социальной сферы Правительства Москвы
и Министерством образования Московской области, начальник Управления
организационно-методического обеспечения региональных социальнообразовательных
программ ФГБОУ ВПО «МПГУ»
Р17 Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной
деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Кузьменко. – М.:
Прометей, 2013. – 560 с.
В учебном пособии представлены профессиональные взгляды ведущих
теоретиков и практиков на организацию процесса развития личностных качеств
учащихся-спортсменов в условиях изменения методологических, нормативноправовых,
учебно-методических, организационных основ и требований к
кадровому обеспечению системы образования. В основу издания заложен
профессиональный диалог субъектов образовательного пространства, раскрыты
особенности структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающего
формирование предметных, метапредметных и личностных результатов
деятельности учащегося-спортсмена, охарактеризовано развитие значимых
качеств и способностей, обеспечивающих раскрытие индивидуального потенциала
личности в условиях интеграции образовательных программ системы
общего и дополнительного образования спортивной направленности.
Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ, тренерам детскоюношеских
школ, бакалаврам и магистрам направлений педагогического и
гуманитарного образования, изучающим курс «Психология физического воспитания
и спорта», студентам образовательных организаций среднего профессионального
образования, а также широкому кругу специалистов-практиков,
работающих в сфере детского спорта. Издание также рекомендуется
при освоении образовательных программ дисциплин профессиональной подготовки:
«Педагогика», «Психология», «Методика обучения физической культуре»,
«Методика обучения основам спортивной подготовки», «Теория и методика
физического воспитания и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство
тренера» по направлениям и профилям «Физическая культура», «Спорт».
ISВN 978-5-7042-2507-2
© Авторский коллектив, 2013
© Г. А. Кузьменко, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА И
ПОДРОСТКА В ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОЙ И
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 1. Предметное поле развития личностных
качеств учащегося-спортсмена в контексте
решения психолого-педагогической проблемы . . .15
1.1. Психологическая ситуация, инициирующая развитие
актуальных личностных качеств . . . . . . . . . . . . . . 16
1.2. Соподчиненность и взаимодействие компонентов
интеллектуальной готовности подростка к
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
1.3. Развитие личности подростка-спортсмена: рефлексия
степени проблемности психолого-педагогической
ситуации и ее преобразованиев условиях
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
1.4. Развитие личностных качеств учащегося-спортсмена:
взаимообусловленность
актуальной модели интеллекта
и модели деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
1.5. Психолого-педагогические особенности
развития личностных качеств учащихсяспортсменов
в условиях учебной
и спортивной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
1.5.1. Развитие качеств и способностей в преломлении
личностных смыслов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
1.5.2. Методологические принципы психологии
и методы развития личностных качеств
учащегося в условиях учебной
и спортивной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 123
1.5.3. Критерии оценки динамики развития
личностных качеств учащегося-спортсмена
на предметном поле образовательной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
КАЧЕСТВ УЧАЩЕГОСЯ-СПОРТСМЕНА
В ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Глава 2. Развитие личностных качеств учащихсяспортсменов
в современных условиях
нормативно-правового обеспечения
системы общего и дополнительного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Стр.3
CОДЕРЖАНИЕ
2.1. Характеристика профессиональных запросов
к личности и деятельности современного учителя
в контексте требований обновления
содержания образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
2.2. Современный учитель: профессиональный взгляд
педагога общеобразовательной школы . . . . . . . . 191
Глава 3. Развитие предметных, метапредметных
и личностных результатов образовательной
деятельности учащихся в условиях мониторинга
качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
3.1. Внутренний мониторинг качества образования и
результаты образовательного процесса
в средних общеобразовательных школах
и центрах образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
3.2. Развитие личности учащегося в условиях реализации
программы по физической культуре: методика
преподавания и внутришкольный контроль . . . 213
Глава 4. Методические основы формирования
метапредметныхи личностных результатов
образовательной деятельностиучащихсяспортсменов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
4.1. Психолого-педагогические основы развития
мотивации учебной деятельности
у подростка-спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
4.2. Технология образовательного целеполагания . . . . 267
4.3. Развитие умений учащихся работать
с текстовой информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
4.4. Развитие мотивации учащихся-футболистов
к освоению английского языка в предметном
поле личностно значимой спортивной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
4.5. Развитие умений учащихся-спортсменов работать
дистанционно: условие и результат внедрения
новых технологий в систему
общего образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
4.6. Развитие метапредметных и личностных результатов
процесса образования учащихся-спортсменов
в условиях групповой и игровой учебной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
4.7. Развитие способностей учащихся-спортсменов к
научно-исследовательской деятельности
в условиях реализации метода проектов . . . . . . . 312
4.8. Развитие познавательного интереса
в условиях реализации информационного,
исследовательского и творческого проектов
на уроках географии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
4
Стр.4
CОДЕРЖАНИЕ
4.9. Дифференцированный подход к организации
образовательного процесса
учащихся-спортсменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
4.10. Формирование умения учиться: опыт реализации
требований федерального государственного
образовательного стандарта
в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
4.11. Особенности организации процесса подготовки
к государственной итоговой аттестации в форме
единого государственного экзамена всех
участников образовательного процесса . . . . . . . . 338
4.12. Подготовка к единому государственному
экзамену по английскому языку . . . . . . . . . . . . . . 346
Глава 5. Психолого-педагогические особенности
организации воспитывающей и развивающей
среды в образовательном пространстве
подростка-спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
5.1. Воспитание спортсменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
5.2. Развитие личностных качеств учащихся средней
общеобразовательной школы в системе
гражданско-патриотического воспитания . . . . . . . 365
5.3. Формирование личностных компетенций
пятиклассников в курсе «Физическая культура
и оптимизация процесса спортивной подготовки:
основы психологических
знаний юного спортсмена» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
5.4. Качество образования как составляющая
успешности спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
5.5. Работа с коллективом учащихся-спортсменов
подросткового возраста по предупреждению
и преодолению отклонений в поведении . . . . . . 401
5.6. Формирование организационного поведения
личности школьника-спортсмена . . . . . . . . . . . . . 407
5.6.1. Педагогические условия и техническое
обеспечение оценки и коррекции питания
учеников спортивной школы «Самбо-70» . . . . 408
5.6.2. Формирование компонентов организационной
культуры личности юного спортсмена в процессе
освоения курса «физическая культура
и оптимизация процесса спортивной
подготовки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
5.6.3. Психологические особенности реализации
личностных качеств подростком в условиях
развития организационных способностей . . . . 440
5.6.4. Правила для ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
5.6.5. Рекомендации юному спортсмену . . . . . . . . . . 446
5
Стр.5
CОДЕРЖАНИЕ
Глава 6. Психологические аспекты взаимодействия
субъектов образовательного процесса,
ориентированных на развитие
личности учащегося-спортсмена . . . . . . . . . . . . . 450
6.1. Эталонный образ тренера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
6.2. Требования, предъявляемые профессиональной
деятельностью к личности детского тренера . . . . 452
6.3. Технологические аспекты развития личностных
смыслов подростков-спортсменов
в процессе анкетирования: вопрос как метод
развития личностных качеств . . . . . . . . . . . . . . . 457
6.4. Направленность профессиональной деятельности
спортивного агента: ориентация
на развитие личности опекаемого спортсмена . . 471
6.5. О родительском созидательном потенциале:
сотрудничество и взаимопонимание тренера, юного
хоккеиста и родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
6.6. Родитель: право или ответственность
за выбор вида спорта и условий спортивного
совершенствования ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
6.7. Организационно-содержательные основы
просвещения родителей и формирования
их физкультурно-педагогической
компетентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
6.8. Развитие личности ребенка-спортсмена
с ограниченными возможностями здоровья:
взрослый рядом с ребенком с проблемами
слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 536
6.9. Эссе родителей юных спортсменов о стратегии
поведения: созидание или разрушение? . . . . . . . 543
6.10. Десять заповедей для родителей . . . . . . . . . . . . . . 547
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
Авторский коллектив: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555
6
Стр.6