М. Я. Блох, Е. В. Великая ПРОСОДИЯ В СТИЛИЗАЦИИ ТЕКСТА Монография Москва – 2012 УДК 811.161.1’38 ББК 81.411.2-71 Б705 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Т. Г. Попова доктор филологических наук, профессор Е. Л. Фрейдина Блох М. Я., Великая Е. В. <...> Учтем при этом, что базой определения просодии должна служить интонация, которая по внутреннему толкованию термина обозначает тон (звучание) голоса и его движение в процессе произнесения речи, то есть в процессе устного речеобразования. <...> Лишь совместное выделение указанных черт реализует диктему как основную единицу текста и минимальную единицу тематизации текста и целый текст (т.е. совокупность диктем) как продукт отражательно-мыслительной деятельности человека в различных формах языкового общения. <...> Эта категория внешне выражается в тексте на уровне синтагматики слов, предложений, диктем. <...> М.Р. Львов предлагает следующие группы форм связей в тексте: 1) содержательные, логические и психологические (единство места и времени, действующих лиц; связь с прошедшими и предстоящими событиями; ссылки на известные факты, имена людей, исторические даты, цитирование); 2) литературные (риторические) средства связи (приемы композиции, соблюдение законов жанра); 3) языковые средства связи – лексика и фразеология (выбор точного, уместного слова, использование синонимов, повтор одного и того же слова, ассоциативный выбор слов, местоименные замены имен, употребление антонимов, стилистически окрашенной лексики, профессиональной лексики; 4) грамматические средства связи - морфология и синтаксис (союзы, связывающие предложения, соотносительные с союзами местоимения или наречия, вопросительные предложения и ответы на них, цепная или параллельная связь предложений, вводные слова или предложения); 5) стилистические связи (весь текст выдержан в определенном стиле); 6) интонационные средства связи в устном тексте (интонация начала и конца абзаца, паузы, интонация предложения <...>
Просодия_в_стилизации_текста._Монография.pdf
УДК 811.161.1’38
ББК 81.411.2-71
Б705
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Т. Г. Попова
доктор филологических наук, профессор Е. Л. Фрейдина
Блох М. Я., Великая Е. В. Просодия в стилизации текста:
Монография. – М.: Издательство «Прометей», 2012. – 148 с.
Монография посвящена изучению звучащего английского
монологического текста в двух видах его реализации:
сценическом и спонтанном монологе. В ходе экспериментальнофонетического
исследования раскрывается роль просодии
как фактора формирования стилистического аспекта текста,
действующего в органической связи с факторами лексикосемантическим
и грамматическим. При этом демонстрируется
строевой статус диктемы как основной тематизирующей
и стилеформирующей единицы текста, создаваемой
предложениями; являясь главной единицей членения текста,
диктема оказывается и главной единицей текстовой просодии,
реализующей тоново-паузационное выделение диктемы
вместе с выражением существенных коммуникативнозначимых
смыслов.
Для лингвистов, филологов широкого профиля,
преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов
старших курсов и всех тех, кто желает расширить свое
представление о строе текста на примере английского языка.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2293-4
© М. Я. Блох, Е. В. Великая, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………….............4
ГЛАВА 1. ТЕКСТ В ЕГО ОТНОШЕНИИ
К ЯЗЫКУ. ДИКТЕМА КАК ОСНОВНАЯ
ЕДИНИЦА ТЕКСТА………………………………………….……...9
1.1. Текст и его смысловая структура.
Диктема – элементарный текст……………...........................9
1.2. Монологический текст. Лексико-грамматические
особенности сценического и спонтанного монолога…........26
ГЛАВА 2. СТИЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЯЗЫКА……51
2.1. Стили языка и стили речи.
Функциональные стили и фонетические
(интонационные) стили .……………….................................51
2.2. Фоностилистические особенности
сценического и спонтанного монолога ……………..............64
ГЛАВА 3. ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
СТИЛЕОФОРМЛЕНИЯ ДИКТЕМЫ И ТЕКСТА…...............96
3.1. Диктема как основная просодическая
единица строя звучащего текста.
Просодические маркеры ее стилизации ……………...........96
3.2. Просодия индивидуализации образа ………………....121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………....137
Стр.3