ПРОСОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В БРИТАНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Монография Специальность 10.02.04 – германские языки Москва 2013 УДК 811.111 ББК 81.432.1-1 К965 Научный руководитель Е. Л. Фрейдина, доктор филологических наук, профессор Рецензенты: Л. С. Чикилева, зав. кафедрой иностранных языков Всероссийского заочного финансово-экономического института, доктор филологических наук, доцент М. В. Рябинина, доцент кафедры второго иностранного языка МПГУ, кандидат филологических наук К965 Кушнир М. Ю. <...> Просодическая реализация дидактических стратегий в британском педагогическом дискурсе: Монография. <...> В монографии представлены результаты комплексного исследования современного британского учебного диалога в риторическом, дискурсивнопрагматическом, социокультурном и фонетическом аспектах. <...> Учебный диалог исследовался как форма педагогического общения, в котором учитель проявляет себя как коммуникативный лидер, обладающий коммуникативной компетенцией в сфере профессионального общения, культурой речи и способностью строить диалогические отношения со студентами. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РИТОРИКИ И ЛИНГВИСТИКИ . <...> Педагогическое общение в рамках риторического и дискурсивного подходов . <...> Учебный диалог как жанр педагогического общения . <...> Учитель как коммуникативный лидер в учебном диалоге . <...> ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ БРИТАНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА . <...> 89 3 ВВЕДЕНИЕ Педагогическое общение как речевое общение в профессиональной сфере представляет собой сложное, многоаспектное явление и потому является объектом изучения целого ряда научных дисциплин: педагогики, общей и педагогической риторики, теории коммуникации, психолингвистики и теории дискурса. <...> В данной работе педагогическое общение рассматривается в рамках риторического и прагматико-дискурсивного подходов, что позволяет учитывать непосредственный экстралингвистический и более широкий социокультурный <...>
Просодическая_реализация_дидактических_стратегий_в_британском_педагогическом_дискурсе_Монография.pdf
УДК 811.111
ББК 81.432.1-1
К965
Научный руководитель
Е. Л. Фрейдина, доктор филологических наук, профессор
Рецензенты:
Л. С. Чикилева, зав. кафедрой иностранных языков Всероссийского заочного
финансово-экономического института, доктор филологических наук, доцент
М. В. Рябинина, доцент кафедры второго иностранного языка МПГУ,
кандидат филологических наук
К965 Кушнир М. Ю. Просодическая реализация дидактических стратегий
в британском педагогическом дискурсе: Монография. – М.: Прометей. –
98 с.
В монографии представлены результаты комплексного исследования
современного британского учебного диалога в риторическом, дискурсивнопрагматическом,
социокультурном и фонетическом аспектах. Учебный
диалог исследовался как форма педагогического общения, в котором учитель
проявляет себя как коммуникативный лидер, обладающий коммуникативной
компетенцией в сфере профессионального общения, культурой речи и
способностью строить диалогические отношения со студентами.
Издание адресовано студентам филологических и лингвистических
факультетов педагогических вузов, а также может быть интересно
преподавателям средних образовательных учебных заведений.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2452-5
© М. Ю Кушнир, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ
РИТОРИКИ И ЛИНГВИСТИКИ ........................................................... 6
1.1. Педагогическое общение в рамках риторического и дискурсивного
подходов ............................................................................................................... 6
1.2. Учебный диалог как жанр педагогического общения ............................. 12
1.3. Учитель как коммуникативный лидер в учебном диалоге ..................... 21
1.4. Речь учителя в учебном диалоге ............................................................... 24
1.5. Стратегии педагогического общения ........................................................ 31
1.6. Изучение просодического аспекта учебного диалога в зарубежных и
отечественных исследованиях .......................................................................... 40
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОГО
ОФОРМЛЕНИЯ БРИТАНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ДИСКУРСА ............................................................................................... 53
2.1. Дидактические стратегии британского педагогического дискурса и их
просодическая реализация ................................................................................ 53
Стратегия «объяснение» ................................................................................ 55
Стратегия «инструкция» ................................................................................ 61
Стратегия «коррекция» .................................................................................. 68
Стратегия «контакт» ...................................................................................... 73
2.2. Фоностилистический статус учебного диалога ....................................... 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................... 89
3
Стр.3