Опираясь на новейшие тенденции в историографии, курс лекций подробно освещает такие темы, как причины победы большевиков в революции 1917 г. и гражданской войне 1918– 1922 гг., строительство социалистического общества в 1920–1930-х годах, обретения и потери на этом пути. <...> Как отмечается в первой лекции данного пособия, в 1917 год Россия вступила охваченная острым системным кризисом, порожденным ее участием в Первой мировой войне. <...> Падающая в грязь власть была подхвачена и поднята на прежнюю высоту большевиками – самой радикальной, самой авторитарной, но одновременно с этим самой народной и самой национальной партией. <...> О том, какую программу реформ стали осуществлять новые революционные власти, подробно говорится во второй лекции пособия. <...> Но победа большевиков сама по себе не могла решить всех стоявших перед страной проблем. <...> Об этом, в частности, свидетельствует пункт 6 «программы мира» американского президента Вильсона, о чем речь идет в третьей лекции данного пособия. <...> Завершение гражданской войны в важнейших регионах России отнюдь не означало, что на периферии боевые действия тоже удалось прекратить. <...> Именно эти столь необходимые для стабильности общества шаги и удалось сделать Ленину на X съезде большевистской партии – под напором своего вождя делегаты съезда провозгласили переход к новой экономической политике. <...> Важность начала новой (по отношению к «военному коммунизму») экономической политики видна уже из того факта, что в современной историографии весь период 20-х годов XX в. называют нэповским. <...> В частности, в советской историографии нэпом называли весь переходный период к социализму, соответственно, считалось, что завершился нэп в 1936 г., когда новая Конституция СССР провозгласила построение в нашей стране социалистического общества. <...> Причина в перемене точки зрения на нэп. <...> Такие реформы, как полагают многие современные авторы, проводились по нарастающей лишь до 1925 г. Последующие несколько лет <...>
Новейшая_история_Отечества._Курс_лекций._Часть_I._1917–1941_годы_Учеб._пособие_по_дисциплине_«Новейшая_отечественная_история».pdf
УДК 94(470)
ББК 63.3(2)я73
Ч84
Рецензенты:
В. Ж. Цветков, доктор исторических наук, профессор
Ю. В. Романов, зам. декана исторического факультета МПГУ
Ч84 Чураков Д. О. Новейшая история Отечества. Курс
лекций. Часть I. 1917–1941 годы: Учеб. пособие по дисциплине
«Новейшая отечественная история». – М.: Прометей,
2013. – 192 с.
Пособие посвящено важному этапу новейшей отечественной
истории. В нем разбираются сложные дискуссионные вопросы возникновения
и развития в России советской цивилизации. При этом
советский этап рассматривается как органическая часть всей российской
истории, а СССР – как историческая форма существования
нашей страны. Опираясь на новейшие тенденции в историографии,
курс лекций подробно освещает такие темы, как причины победы
большевиков в революции 1917 г. и гражданской войне 1918–
1922 гг., строительство социалистического общества в 1920–1930-х
годах, обретения и потери на этом пути.
Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по специальности
050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «История»).
ISВN 978-5-7042-2383-2
© Д. О. Чураков, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Лекция 1. Становление в России либеральной
государственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Лекция 2. Октябрь: величайшее событие
или катастрофа? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Лекция 3. Гражданская война
и военная интервенция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Лекция 4. Советская страна в 20-е годы XX века . . . . 96
Лекция 5. СССР в 1930-е годы: обретения и потери . . . 131
Стр.3