С. П. ЛОМОВ, С. А. АМАНЖОЛОВ МЕТОДОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Москва -2011 УДК 372.8 (072):7 ББК 74.268.5 я73 М545 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». <...> Адресовано художникам-педагогам, искусствоведам, бакалаврам, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям изобразительного искусства, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами художественного образования. <...> 9 Особенности преподавания рисования в приходских, уездных училищах и гимназиях в XVIII–XIХ вв. <...> «Очерки теории рисования как общего учебного предмета» . <...> РИСОВАНИЕ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. <...> Отвечая внутренним потребностям ребенка в творчестве, изобразительная деятельность сопровождает его от начала дошкольного возраста и до того времени, когда кончаются занятия по изобразительному искусству в школе. <...> Меняясь по своему характеру на каждой ступени, изобразительная деятельность дает детям доступные им средства познания жизни, развивает зрительное восприятие, воспитывает эстетическую восприимчивость к прекрасному в жизни и искусстве, художественный вкус и творческие особенности. <...> Изобразительная деятельность имеет также важное значение для политехнического, трудового обучения, так как формируемые ею у учащихся качества творческой личности, развитие пространственных представлений и сами изобразительные навыки в дальнейшем помогают окончившим школу успешно работать в разных областях социально-экономической среде, науки и техники. <...> Глава в «Методике преподавания изобразительного искусства в школе» Н. Н. Ростовцева, посвященная истории методики обучения рисованию, также не дает ясного представления о проблеме, поскольку в ней значительная часть материала посвящена не занятиям в общеобразовательной <...>
Методология_художественного_образования._Учебное_пособие.pdf
УДК 372.8 (072):7
ББК 74.268.5 я73
М545
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
специальности «Изобразительное искусство».
Рецензенты:
С. П. Рощин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой рисунка и графики Московского городского
педагогического университета;
С. Е. Игнатьев, доктор педагогических наук, профессор
кафедры методики Московского педагогического государственного
университета.
М545
Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного
образования: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 2011. –
188 с.
Учебное пособие посвящено историческим, теоретическим
и методологическим аспектам художественного
образования. В учебном пособии раскрываются специфика
и методика преподавания изобразительного искусства
в общеобразовательной школе в ее историческом развитии.
Книга подготовлена в соответствии с новыми требованиями
стандарта педагогических вузов.
Адресовано художникам-педагогам, искусствоведам,
бакалаврам, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям
изобразительного искусства, а также широкому кругу
читателей, интересующихся проблемами художественного
образования.
ISBN 978–5–4263–0040–8
© С. П. Ломов, С. А. Аманжолов 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................... 5
1. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ В ШКОЛАХ РОССИИ ................................................ 9
Особенности преподавания рисования в приходских,
уездных училищах и гимназиях в XVIII–XIХ вв. ......................... 9
А. П. Сапожников и его педагогическая система .......................13
Пособие А. Гиппиуса «Очерки теории рисования
как общего учебного предмета» ..................................................23
2. РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ
ХУДОЖЕСТВ В РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ И ПЕРВЫХ ПРОГРАММ
ПО РИСОВАНИЮ ...........................................................................26
Реформы народного просвещения 1864 г. ...................................26
Влияние Академии художеств на развитие
методов обучения изобразительному
искусству в школе ........................................................................34
Деятельность Конкурсной комиссии
Академии художеств ....................................................................44
3. РИСОВАНИЕ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРЕДМЕТ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. ..............................59
Исследования изобразительного творчества детей
на рубеже XIX–XX вв. ..................................................................59
Петербургское общество учителей рисования ...........................66
4. ПРЕПОДАВАНИЕ РИСОВАНИЯ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛАХ ........................83
Поиски новых форм преподавания рисования
в школе в начале XX в. (1917–1930 гг.) .......................................83
Рисование в политехнической школе (1931–1945 гг.) .............103
Разработка методов обучения рисованию
с натуры (1946–1970-е гг.) .........................................................117
Изобразительное искусство в школе
периода 1970–1990-х гг. ..............................................................144
Изобразительное искусство в современной школе ..................148
Стр.3
5. НАУЧНАЯ ШКОЛА Н. Н. РОСТОВЦЕВА
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ...........................................................................155
Методология художественно-образовательной
деятельности как основа научной школы ................................155
Принципы художественной деятельности ...............................162
Научная школа Н. Н. РОСТОВЦЕВА и его роль
в подготовке научных кадров художественного
образования (на постсоветском пространстве) ........................163
Образование и искусство в современных
условиях глобализации ..............................................................171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................175
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...............................................184
Стр.4