В. А. Пискунов, М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына, Т. И. Егорова, Э. В. Айриян ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Учебное пособие Направление: «Педагогическое образование» Дисциплина: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Москва 2012 УДК 613(075.8) ББК 51.204.0я733466 З466 Рецензенты: В. А. Денисенко, заведующий кафедрой физической культуры Академии социального управления, доцент, заслуженный тренер России В. В. <...> Голубев, кандидат медицинских наук, профессор кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ, кандидат медицинских наук З466 Здоровый образ жизни: Учебное пособие. <...> В учебном пособии освещаются философские, психофизические и социально-психологические вопросы здорового образа жизни; дается системное представление о ЗОЖ в аспекте как научной дисциплины, одной из самых молодых в отечественной науке, так и в области практической деятельности. <...> Здоровый образ жизни населения (человека) — важный фактор формирования здоровья нации. <...> Проблема оптимизации здорового образа жизни — приоритетная задача социальной политики и развития общества. <...> Вопросы контрацепции в гигиене репродуктивного периода жизнедеятельности. <...> И. И. Мечников Программное развитие здорового человека в соответствии с генетической матрицей родителей немыслимо без оптимальных жизненных условий (среды обитания). <...> Здоровый образ жизни человека (населения) — важный фактор формирования здоровья нации В соблюдении здорового образа жизни (ЗОЖ) важен не только поведенческий компонент как таковой (исполнительность, последовательность и т. п.), но и условия окружающей среды: 1) сферы обитания, 2) обстановки трудовой деятельности, 3) рекреационной среды (отдыха). <...> Медико-экологическая информация может быть использована для активной профилактической деятельности в области создания здоровой среды обитания и оптимизации образа жизни в условиях эколого-физиологического соответствия. <...> То же самое относится к оптимизации условий труда, учебы. <...> Проблема <...>
Здоровый_образ_жизни_Учебное_пособие.pdf
УДК 613(075.8)
ББК 51.204.0я733466
З466
Рецензенты:
В. А. Денисенко, заведующий кафедрой физической культуры
Академии социального управления, доцент, заслуженный тренер
России
В. В. Голубев, кандидат медицинских наук, профессор кафедры
медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ, кандидат
медицинских наук
З466
Здоровый образ жизни: Учебное пособие. /
В. А. Пискунов, М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына и др. – М.:
Прометей, 2012. – 86 с.
В учебном пособии освещаются философские, психофизические и
социально-психологические вопросы здорового образа жизни; дается системное
представление о ЗОЖ в аспекте как научной дисциплины, одной
из самых молодых в отечественной науке, так и в области практической
деятельности. Авторским коллективом рассмотрены основополагающие
вопросы жизнедеятельности человека: образ жизни, психическое и физическое
здоровье, взаимоотношения с окружающими. Особое внимание
уделено вопросам профилактики наркомании, токсикомании, курения и
алкоголизма.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, колледжей,
может быть использовано для обучения по ряду смежных специальностей
в системе дополнительного профессионального образования.
ISBN 978-5-7042-2355-9
© Авторский коллектив, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Здоровый образ жизни населения (человека) — важный фактор
формирования здоровья нации. (В. А. Пискунов). . . . . . . . . . 6
1.2. Проблема оптимизации здорового образа жизни — приоритетная
задача социальной политики и развития общества.
(В. А. Пиcкунов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Аддиктивное поведение подростков. Основные направления
превентивных мероприятий. (М. Р. Максиняева) . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Стресс и способы защиты. (М. Р. Максиняева) . . . . . . . . . . . 18
3. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.1. Проблема наркомании и способы ее преодоления.
(Л. П. Тупицына) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2. Токсикомания и ее профилактика. (Л. П. Тупицына) . . . . . . 31
3.3. Алкоголизм и его профилактика в подростково-молодежной
среде. (Л. П. Тупицына) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
3.4. Табакокурение — бытовая форма наркомании: превентивные
мероприятия. (Л. П. Тупицына) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
3.5. Интернет-зависимость: виды, факторы и пути преодоления.
(М. Р. Максиняева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
3
Стр.3
4. МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4.1. Гигиенические основы организации режима дня школьника.
(Т. И. Егорова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4.2. Питание как важный фактор здорового образа жизни.
(Т. И. Егорова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
4.3. Компьютер и здоровье школьника (М. Р. Максиняева) . . . . 63
4.4. Вопросы контрацепции в гигиене репродуктивного периода
жизнедеятельности. (Э. В. Айриян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
4.5. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика.
(Э. В. Айриян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Вопросы для подготовки к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Рекомендуемые задания для самостоятельной работы . . . . . . . 82
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Стр.4