В монографии анализируется феномен жизнестойкости личности с точки зрения интегральной индивидуальности. <...> На основании данных социологических, психологических исследований рассматривается роль социокультурных условий становления личностных структур, являющихся определяющими факторами жизнестойкости. <...> Философские и психологические подходы к изучению жизнестойкости…………………………………………. <...> Проявление жизнестойкости на различных уровнях индивидуальности человека…………………………. <...> Роль психофизиологического уровня психики в проявлении жизнестойкости………………………………………. <...> Роль социально-психологического уровня психики в проявлении жизнестойкости………………………………………. <...> Роль личностно-смыслового уровня психики в развитии и проявлении жизнестойкости………………………. <...> 142 4 Введение Проблема устойчивости человека перед лицом жизненных трудностей всегда была интересна и значима, привлекала и привлекает внимание философов, медиков, просветителей, поэтов и писателей, педагогов, психо-логов. <...> В настоящее время эта тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов весьма актуальна. <...> Поэтому все больше интереса среди исследователей вызывают вопросы субъективного благополучия, качества жизни, вопросы жизнеспособности и жизнестойкости человека. <...> Разнообразные факторы внешней среды, внутренней психологической жизни, индивидуальные особенности психики, специфика ситуаций взаимодействия человека с миром способствуют или не способствуют развитию и проявлению жизнестойкости, как интегрального свойства личности человека. <...> 5 В первой главе анализируется феномен жизнестойкости с точки зрения философских и психологических аспектов. <...> Некоторые из представленных статей были опубликованы в журналах «Классное руководство и воспитание школьников» и «Директор школы» в редакторской обработке издания. <...> Философские и психологические подходы к изучению жизнестойкости <...>
Жизнестойкость_личности._Монография.pdf
УДК 159.9
ББК 88
Ф763
Рецензенты: проф. каф. социальной психологии ф-та педагогики
и психологии МПГУ, д-р психол. наук, Л. В. Тарабакина;
зав. каф. возрастной психологии ф-та психологии образования
МППГУ, проф., д-р психол. наук, Л. Ф. Обухова.
Ф763 Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. Монография.
– М.: МПГУ, 2012. – 152 с.
В монографии анализируется феномен жизнестойкости личности
с точки зрения интегральной индивидуальности. На основании
данных социологических, психологических исследований
рассматривается роль социокультурных условий становления
личностных структур, являющихся определяющими факторами
жизнестойкости. Обсуждается значимость таких предпосылок
развития и проявления жизнестойкости, как индивидуальнотипологические
свойства личности, социально-психологические
навыки и общие способности.
ISBN 978-5-4263-0110-8
© А. Н. Фоминова, 2012
© МПГУ, 2012
© Оформление. Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….. 5
Глава 1. Жизнестойкость личности
как психологический феномен…………………………………... 7
1.1. Философские и психологические подходы
к изучению жизнестойкости…………………………………………. 7
1.2. Анализ содержания феномена «жизнестойкость»
в психологической литературе………………………………………. 12
1.3. Феномен жизнестойкости
в структуре индивидуальности …………………………………….. 18
Глава 2. Проявление жизнестойкости на различных
уровнях индивидуальности человека…………………………. 23
2.1. Роль психофизиологического уровня психики
в проявлении жизнестойкости………………………………………. 23
2.2. Роль социально-психологического уровня психики
в проявлении жизнестойкости………………………………………. 26
2.3.Роль личностно-смыслового уровня психики
в развитии и проявлении жизнестойкости………………………. 33
Глава 3. Социально-культурный аспект
феномена жизнестойкости………………………………………… 42
3.1. Социокультурная среда
как фактор развития личности человека………………………… 42
3.2. Культура как ресурс развития
жизнестойкости личности…………………………………………….. 44
3.3. Социальная среда как ресурс
развития жизнестойкости…………………………………………….. 48
3
Стр.3
Глава 4. Возрастные аспекты феномена жизнестойкости
(на материале эмпирических исследований)……………….. 56
4.1. Специфика развития жизнестойкости
в детском возрасте……………………………………………………… 56
4.2. Противоречивые аспекты развития жизнестойкости
в подростковом и юношеском возрастах…………………………. 71
4.3. Особенности жизнестойкости взрослого человека………. 77
4.4. Проявление жизнестойкости
в периоде поздней взрослости……………………………………….. 96
Заключение……………………………………………………………… 100
Библиография……………………………………………………………. 101
Приложение 1…………………………………………………………….. 111
Приложение 2…………………………………………………………….. 112
Приложение 3…………………………………………………………….. 118
Приложение 4…………………………………………………………….. 122
Приложение 5…………………………………………………………….. 129
Приложение 6…………………………………………………………….. 134
Приложение 7…………………………………………………………….. 142
4
Стр.4