МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МАШИН И СИСТЕМ С.М. <...> Каплунов, Н.Г. Вальес, О.А. Марчевская, А.В. Самолысов УДК 621.039 АНАЛИЗ ГИДРОУПРУГОГО МЕХАНИЗМА ВОЗБУЖДЕНИЯ ПУЧКА ТРУБ* С.М. Каплунов, Н.Г. Вальес, О.А. Марчевская, А.В. Самолысов Работа посвящена созданию математических моделей наиболее опасных механизмов возбуждения пучков труб, а также созданию надежных расчетных методов для реализации этих моделей. <...> Методика определения критической скорости, которая необходима для описания наиболее опасного механизма возбуждения – гидроупругого возбуждения, базируется на использовании разработанной авторами математической модели возбуждения колебаний пучка упругих труб при обтекании внешним поперечным потоком. <...> Задача изучения механизма возбуждения сведена к анализу устойчивости невозмущенного состояния упругих труб, который проводится при допущении о линейности дестабилизирующих сил. <...> На основании теоретического исследования этой математической модели получено необходимое и достаточное условие устойчивости, выраженное через безразмерные параметры системы, и получено значение критической скорости обтекания трубного ряда. <...> Ключевые слова: гидроупругое возбуждение, критическая скорость обтекания, срывное обтекание, метод вязких вихревых доменов, гидроупругая неустойчивость, матрица гидроупругого взаимодействия (матрица влияния). <...> Method of critical velocity determination which is necessary for description of the most dangerous excitation mechanism – hydro-elastic excitation – is based on application of created by authors mathematical model for elastic tube bundle oscillations in external cross flow. <...> Keywords: hydro-elastic excitation, critical flow velocity, shedding flow, viscous vortex domains method, hydroelastic instability, hydro-elastic interaction matrix. <...> Введение Обтекаемый потоком жидкости пучок трубок является типовым элементом теплообменных аппаратов энергетических установок различного назначения. <...> Теплообменные пучки подвержены вибрациям, которые возбуждаются высокоскоростным потоком теплоносителя. <...> Интенсивные вибрационные нагрузки могут 54 Машиностроение <...>