Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Система здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода

0   0
АвторыБулатова Галина Анатольевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц134
ID314564
АннотацияУчебное пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации направлению 050100 "Образование и педагогика". Может быть рекомендовано магистрантам указанного направления, учителям практикам, преподавателям вузов, работникам социальной сферы, всем занимающимся вопросами сохранения здоровья подрастающего поколения.
Система здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода / ред. Г. А. Булатова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 134 с. — URL: https://rucont.ru/efd/314564 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Сургут – 2014 УДК 37.037.1(07) ББК 74.005.5я73 Б 90 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, главный научный сотрудник лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета Шаймарданов Р.Х. <...> Б 90 Система здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода : учеб. пособие / Булатова Г. А., Гимазов Р. М., Степанова Г. А. <...> Шоу 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность изучения системы здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода заключатся в том, что новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. <...> Поэтому социальный заказ на формирование здоровья и здоровый образ жизни (ЗОЖ) адресован, в первую очередь, педагогической общественности, институту семьи, работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, работникам физической культуры. <...> Реальную картину состояния здоровья усугубляет также отсутствие у большинства руководителей и педагогов образовательных учреждений специальных знаний и умений диагностики состояния здоровья учащихся, организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различный уровень здоровья. <...> В решении этих проблем помогает деятельностный подход к обучению как старших школьников, так и студентов. <...> Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. <...> Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. <...> В основе Федеральных государственных образовательных стандартов нового <...>
Система_здоровьесберегающего_сопровождения_в_среднем_и_высшем_образовании_на_основе_деятельностного_подхода.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.132
Стр.133
Система_здоровьесберегающего_сопровождения_в_среднем_и_высшем_образовании_на_основе_деятельностного_подхода.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» БУЛАТОВА Г.А. ГИМАЗОВ Р.М. СТЕПАНОВА Г.А. СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Сургут – 2014
Стр.1
УДК 37.037.1(07) ББК 74.005.5я73 Б 90 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, главный научный сотрудник лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета Шаймарданов Р.Х. Булатова, Г. А. Б 90 Система здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода : учеб. пособие / Булатова Г. А., Гимазов Р. М., Степанова Г. А. ; ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; под общ. ред. Г. А. Булатовой. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 133, [1] с. Учебное пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации направлению 050100 «Образование и педагогика». Может быть рекомендовано магистрантам указанного направления, учителям практикам, преподавателям вузов, работникам социальной сферы, всем занимающимся вопросами сохранения здоровья подрастающего поколения. УДК 37.037.1(07) ББК 74.005.5я73 © Булатова Г.А., Гимазов Р.М., Степанова Г.А., 2014 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 2
Стр.2
«ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ЗНАНИЮ – ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Б. Шоу 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность изучения системы здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода заключатся в том, что новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования написано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Современный социум предъявляет крупнейший социальный заказ науке и образованию – заказ на поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой и репродуктивной достаточности. И этот заказ по предотвращению национальной катастрофы не может быть обращен только в сторону педагогической науки и практического здравоохранения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье человека обеспечивается усилиями медицины лишь на 8-10% (Устав ВОЗ) и в большей степени (до 50-55%) зависит от того образа жизни, который ведет сам человек. В свою очередь, образ жизни формируется, главным образом, посредством культурологической направленности воспитания и образования. Поэтому социальный заказ на формирование здоровья и здоровый образ жизни (ЗОЖ) адресован, в первую очередь, педагогической общественности, институту семьи, работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, работникам физической культуры. Практика показывает, что существующая система образования нередко приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи. Реальную картину состояния здоровья усугубляет также отсутствие у большинства руководителей и педагогов образовательных учреждений специальных знаний и умений диагностики состояния здоровья учащихся, организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различный уровень здоровья. В связи с этим, одной из приоритетных задач модернизации образования должно стать умение сохранения и укрепления здоровья участниками образовательного процесса, умение формировать ценности здоровья и здорового образа жизни. 4
Стр.4
Новые современные ФГОС устанавливают требования к результатам обучающихся. Одно из них – метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В решении этих проблем помогает деятельностный подход к обучению как старших школьников, так и студентов. Технологию деятельностного метода можно эффективно использовать в организации учебной деятельности как старших школьников, так и студентов. На этом этапе повышается интерес к учению, так как складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Студент начинает сознавать, что накопленный опыт решения здоровьесберегающих ситуаций поможет ему в будущем решать и жизненные проблемы. Используя технологию деятельностного подхода в системе здоровьесберегающего сопровождения среднего и высшего образования педагог может создать необходимые условия для развития личности ученика, способной успешно адаптироваться в жизненном пространстве. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Цель учебного пособия – формирование системы знаний, умений и навыков, связанных с особенностями здоровьесбережения на основе деятельностного подхода в системе повышения квалификации как базы для развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Задачи:  формирование знаний основ классических методов здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса на основе деятельностного подхода в образовательных учреждениях; 5
Стр.5
 формирование навыков применения здоровьесберегающих технологий при решении профессиональных задач на основе деятельностного подхода в образовательных учреждениях. Курс «Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса учащихся на основе деятельностного подхода» рекомендуется для педагогов образовательных учреждений в системе курсов повышения квалификации. Учебное пособие направлено на реализацию требований профессионального стандарта к педагогу, в части выполнения трудовых функций направленных на осуществление процесса здоровьесбережения в образовательном учреждении: 1. Общепедагогическая функция. Обучение. Трудовые действия:  участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;  систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;  организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Необходимые умения:  разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;  использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;  организовывать различные виды внеурочной деятельности. Необходимые знания:  основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;  приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи. 6
Стр.6
2. Воспитательная деятельность. Трудовые действия:  формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимые умения:  управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность;  сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач. Необходимые знания:  научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;  основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. 3. Развивающая деятельность. Трудовые действия:  освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, детимигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;  взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума;  освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. Необходимые умения:  разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. 7
Стр.7
4. Трудовая функция. Трудовые действия:  участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации В результате изучения дисциплины слушатели должны: знать:  основные понятия и методы теории здоровьесбережения на основе деятельностного подхода в среднем и высшем образовании как базы для развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций;  классические методы деятельностного подхода при планировании и проведении учебных занятий; уметь:  решать жизненные задачи с учетом здоровьесбережения  строить образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся на основе деятельностного подхода  организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы ученики сами умели решать проблемы как не навредить и сохранить здоровье в той или иной ситуации и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  анализировать полученные результаты, формировать выводы и заключения; владеть:  материалом, раскрывающим теоретические аспекты системнодеятельностного подхода и технологию деятельностного метода, как одного из способов реализации здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса на практике;  основами создания необходимых условий для развития личности ученика, способной успешно адаптироваться в жизненном пространстве. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа. Формы организации учебного процесса – лекции, практические занятия, самостоятельная работа. 8
Стр.8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Объем часов В том числе Наименование Форма аттестации 1 1 раздел. Теоретико-методические основы проблемы здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода 1.1. 1. Здоровьесберегающее сопровождение учащихся и студентов, лиц с ограниченными возможностями здоровья как социально-педагогическая проблема. 2. Особенности профессии учителя в системе инклюзивного образования. 3. Основные понятия, принципы, подходы в здоровьесберегающем сопровождении. 4. Цель, задачи и организационные аспекты здоровьесберегающей деятельности. 5. Основные средства, методы здоровьесберегающей деятельности. 1.2. Нормативно-правовые, методологические основы проблемы. 2 20 3 4 4 4 5 6 12 Вводное тестирование 4 2 – 2 4 2 – 2 9 всего часов лекции, презентации практические занятия дистанционное обучение
Стр.9
1 1.3. Историография проблемы здоровьесберегающего сопровождения в образовательном и реабилитационном процессе 1.4. Социально-педагогические аспекты проблемы здоровьесберегающего сопровождения 1.5. Формирование профессиональной готовности и толерантности у будущих учителей в процессе обучения 2 раздел. Современные технологии здоровьесберегающего сопровождения 2.1. Современные технологии в образовании учащихся с ОВЗ и ограниченными возможностями здоровья 2.2. Индивидуальный тьютор в системе комплексной реабилитации инвалидов 3 раздел. Проблема социализации и здоровья, роль здоровьесберегающего сопровождения в образовательных учреждений 3.1. Специфика организации работы по здоровьесберегающему сопровождению в условиях образовательных учреждений, СУЗов и ВУЗов 3.3. Система комплексного здоровьесберегающего сопровождения в учреждениях разного типа 3.4. Роль тьютора, преподавателя, учителя, специалиста в комплексной реабилитации 4 раздел. Управление процессом здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе на основе деятельностного подхода 10 2 3 4 – 4 – 4 – 6 – 2 – 4 – 14 2 4 2 2 (круглый стол) – – – – 4 2 8 2 (деловая игра) 4 – 2 – 22 4 – 2 (круглый стол) 2 - 16 4 2 4 6 2 4 8 5 2 Продолжение 6 4
Стр.10
1 4.1. Особенности управления процессом здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе на основе деятельностного подхода 4.2. Подготовка кадров для осуществления здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе школьников и студентов 4.3. Формирование профессиональной готовности кадров по здоровьесберегающему сопровождению в образовательном процессе 4.4. Физическая реабилитация как одна из составляющих здоровьесберегающей системы. Современные средства, методы, формы, методики 5 раздел. Оценка эффективности здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе на основе деятельностного подхода 5.1. Организация деятельности здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе на основе деятельностного подхода 5.2. Методики оценки деятельности здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе на основе деятельностного подхода 5.3. Методическое обеспечение здоровьесберегающего сопровождения в образовательном процессе на основе деятельностного подхода Итоговая аттестация Итого 2 3 2 – 4 – 5 2 Окончание 6 4 2 – 2 4 – – 4 12 4 2 10 8 – 2 6 4 – – 2 2 – (деловая игра) 2 2 – 72 10 2 14 – 48 Экзамен в форме тестирования 2 4 11
Стр.11
Проблема заключается в том, что существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека, имеющиеся отдельно в каждой отрасли знания, желаемого результата не дают. Это обусловлено, с одной стороны, узким подходом к пониманию здоровья и здорового образа жизни у большинства населения, с другой – не разработанностью средств и методов обучения основам здорового образа жизни, формирования мотивации здоровья. Проблема заключается также и в необходимости перевода знаний о здоровье в конкретную деятельность, направленную на организацию здорового образа жизни. В теоретическом плане остается неясным содержание категории «здоровьесбережения», хотя данный термин широко используется в научной литературе. В связи с этим, нужна системная интеграция знаний и технологий различных отраслей науки (как фундаментального, так и прикладного характера), основывающаяся на философских, психологических, педагогических, биологических, социальных механизмах и закономерностях личностного развития, позволяющая разрешить проблему формирования культуры здоровья личности, воспитания приоритетов, здоровья, чувства ответственности за него, обучения навыкам оздоровительной деятельности, проявляющихся в организации здорового образа жизни. Ведущим принципом государственной политики в области образования, обозначенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Данное положение подчеркивает особую значимость здоровья для человека, его социального и личностного развития, и определяет в этом процессе ведущую роль образовательных учреждений. Сегодня объективно необходима разработка научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявивших себя в деятельности и управлении учебными заведениями общего образования. Наиболее важными для нашей проблемы являются следующие противоречия между: общественной потребностью в функционировании и развитии учреждений образования, где должны развиваться, воспитываться и обучаться здоровые школьники и отсутствием здоровьесберегающей организации учебного процесса; востребованностью учителями и руководителями образовательных учреждений использования системы здоровьесберегающего сопровождения в среднем и высшем образовании на основе деятельностного подхода и отсутствием разработанных педагогических условий управления здоровьесберегающим процессом. Преодоление этих противоречий связано с не12
Стр.12
обходимостью поиска путей, условий, средств и методов внедрения здоровьесберегающих технологий; разработкой педагогических условий управления здоровьесберегающим процессом в начальной школе. Нами проведено исследование, направленное на разработку и формирование здоровьесберегающего процесса в общеобразовательной школе ХМАО, реализующей программу комплексного оздоровления школьников. Опираясь на анализ нормативных документов по развитию отечественного и зарубежного образования, философских, социологических, психологических и педагогических источников, а также обобщая опыт функционирования здоровьесберегающего процесса в школе, мы сделали предположение о том, что успешная реализация здоровьесберегающего процесса в школе возможна при соблюдении следующих основных педагогических условий, предусматривающих: реализацию интеграции образовательной, оздоровительной и развивающей деятельности; здоровьесберегающее сопровождение и индивидуальную траекторию развития в зависимости от состояния здоровья, учебных возможностей и степени социально-психологической адаптированности детей; формирование здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении, реализующим программу комплексного оздоровления школьников; определение критериев эффективности управления развитием начальной школы с учетом специфики региональной системы здоровьесбережения населения ХМАО. Данные условия могут обеспечить продуктивное управление здоровьесберегающим процессом в школе, в вузе, сохранение здоровья обучающихся, их учебную успешность, гармонию с самим собой и окружающим миром, положительные изменения на всех уровнях функционирования образовательного процесса: 1) на концептуальном уровне – изменение ценностных ориентаций управления развитием школы как личностно ориентированной, здоровьесберегающей системы; 2) на нормативном уровне – выбор критериев успешности развития здоровьесберегающего процесса в школе на основе: образовательного стандарта, квалификационного стандарта педагогических работников, здоровьесберегающих образовательных технологий; 3) на процессуальном уровне – поддержку педагогического творчества, стимулирование образовательных здоровьесберегающих инициатив педагогов; 4) на методическом уровне – разработку и осуществление программы, определяющей способы разрешения целостной проблемной ситуации. 13
Стр.13
Успешность функционирования здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении обеспечивается появлением у обучающихся мотивационных тенденций стремления, действия, реализации и продолжения оздоровительных занятий во внеурочное время. В своей работе мы опирались на исследования, концепции, теоретические изыскания ученых:  теория управления педагогическими системами (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова);  теоретические основы планирования учебного процесса (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, С.И. Зиновьев, Г.П. Неимущий); теоретические основы педагогических здоровьесберегающих технологий (П.Р. Атутов, В.И. Боголюбов, А.Д. Бондаренко, Г.А. Бордовский, В.А. Вялых, Т.А. Ильина, А.Г. Казакова, М.В. Кларин, М. Кларк, Н.К. Смирнов, Моисеев, В.С. Лазарев, В.В. Сериков и др.),  программно-целевой подход – Б.П. Голубков, И.С. Ладенко и др., Ю.В. Васильев, А.Г. Гостев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.Я. Найн, С.Д. Неверкович, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, А.Д. Сазонов, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.;  теория функциональных систем и теория адаптации (П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон);  теория творческой педагогической деятельности и развивающего обучения, теория личностно ориентированного обучения, теория инновационных процессов в сфере образования и воспитания (Н.А. Алексеев, О.Л. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, В.В. Сериков и др.);  учение о физическом и психическом развитии детей и подростков (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт),  научные рекомендации по социально-педагогической и медицинской реабилитации детей с нарушениями здоровья (В.Г. Бочарова, А.Д. Виноградова, В.К. Волкова, Л.М. Шипицина, Г.А. Степанова и др.); социально-психологические аспекты адаптации (А.А. Бодалев, Т.А. Балл, Л.П. Гримак, Я.Л. Коломенский, А.И. Леонтьев, А.А. Налчаджаян, С.Л. Рубенштейн, Ж.Ж. Пиаже);  гуманистическое воспитание и идеи педагогической поддержки В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;  проблемы реабилитации детей (С.А. Беличева, Н.П. Вайзман, В.К. Волкова, П.Б. Газекенова, В.С. Мухина, В.Л. Назаров, Г.М. Рвачева, Г.А. Степанова); методологическая теория педагогических исследований (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, А.Я. Найн, В.М. Полонский и др.; 14
Стр.14
 исследование педагогических систем (В.У. Агеевец, Н.В. Кузьмина, Л.М. Кустов, Н.М. Таланчук, Г.П. Щедровицкий и др.);  педагогические инновации (В.Я. Ляудис, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, П.Г. Щедровицкий и др.). Основной базой изыскания служили МОУ НШ № 39, МОУ № 6, № 19, № 26 г. Сургут. На отдельных этапах опытно-экспериментальной работы базами исследования являлись МОУ СШ № 2 г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа, поселок городского типа Угут Ханты-Мансийского автономного округа. В пособии изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники по проблемам общей и социальной педагогики, школьного образования, здоровьесбережения, адаптологии, психологии, психотерапии, диссертационные работы по проблеме организации здоровьесберегающего процесса в образовательных учреждениях. Изучен опыт организации работы в области здоровьесбережения города, округа, региона, а также зарубежный опыт. Значительное внимание нами было уделено изучению и освоению деятельности экспериментальных педагогических площадок региональной системы образования; создавалась материальная база образовательного учреждения для решения поставленных задач, формировался коллектив сотрудников и проводилась целевая учеба педагогических работников базовой экспериментальной площадки в рамках здоровьесберегающей программы. Определены критерии эффективности управления, функционирования и развития здоровьесберегающим процессом в школе и вузе. Педагоги подготавливались к внедрению здоровьесбрегающего компонента в учебно-воспитательный процесс. Разработана и реализована система комплексных оздоровительно-образовательных мероприятий и здоровьесберегающего сопровождения учащихся в условиях образовательного процесса школы, программа комплексной реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья. 15
Стр.15
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .............................................................................................. 4 Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1.1. Теоретические основы деятельностного подхода и управления системой здоровьесберегающего процесса в образовании ................... 16 1.2. Понятие, сущность и содержание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса на основе деятельностного подхода ........................................................ 20 1.2.1. Классификационные признаки здоровьесберегающих образовательных технологий ................................................................... 26 1.3. Педагогические основы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся ...................... 29 1.4. Аналитическая характеристика состояния здоровья учащихся ..... 37 1.4.1. Негативное влияние образовательного процесса на здоровье школьников .......................................................................... 43 1.4.2. Влияние гиподинамии и особенностей северного региона Сибири на состояние здоровья и жизнедеятельность учащихся .......... 47 1.4.3. Особенности развития детей школьного возраста и социально-психологическая характеристика учащихся ..................... 53 1.4.4. Формирование потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у школьников как педагогическая проблема .................................................................. 59 Глава 2 СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ 2.1. Критерии эффективности педагогических условий формирования потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у школьников ............................................................................................ 67 132
Стр.132
2.2. Модель и педагогические условия формирования потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у старшеклассников ....... 77 2.2.1. Средства и методы этапа актуализации и инициации деятельности ....................................................................... 79 2.2.2. Средства и методы этапа целеобразования в системе здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса ... 82 2.2.3. Средства и методы этапа реализации системы здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса ... 84 2.2.4. Средства и методы этапа постреализации системы здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса ... 90 Глава 3 ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 3.1. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов к физкультурно-оздоровительной и рекреационной деятельности на основе деятельностного подхода ........................................................ 97 3.2. Этапы подготовки специалистов к реализации системы здоровьесберегающего сопровождения на основе деятельностного подхода ......................................................................... 108 3.3. Результативность подготовки будущих специалистов к реализации здоровьесберегающей деятельности ................................ 110 Заключение ……………………………………........................................ 115 Методические рекомендации .................................................................. 119 Список литературы ................................................................................... 121 133
Стр.133

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.