Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социология физической культуры и спорта

0   0
АвторыСолдатенков Филипп Николаевич, Фурсов Алексей Валерьевич
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц89
ID314557
АннотацияПособие адресовано студентам факультетов физической культуры педагогических вузов для пошагового изучения дисциплины "Социология физической культуры и спорта" и направлено на формирование у студентов компетенций в области социологии физической культуры и спорта, обеспечение непрерывности и последовательности овладения основами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В пособии сформулированы конкретные задания, которые соответствуют требованиям ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 - Педагогическое образование, профиль "Физкультурное образование".
Социология физической культуры и спорта / Ф. Н. Солдатенков, А. В. Фурсов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 89 с. — URL: https://rucont.ru/efd/314557 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет физической культуры и спорта Кафедра теории и методики физического воспитания СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА УЕБНО–МЕТОДИЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль «Физкультурное образование» Квалификация (степень) «бакалавр» Сургут 2014 УДК 796.011(07) ББК 60.564.03я73 С 69 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры теории и методики физического воспитания «21» апреля 2014 года, протокол № 10 Рецензенты: Власов В.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сургутского государственного педагогического университета Аминов С.Р., к.культурол.н., доцент кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета С 69 Социология физической культуры и спорта : учебно-метод. пособие : направление подгот. <...> Пособие адресовано студентам факультетов физической культуры педагогических вузов для пошагового изучения дисциплины «Социология физической культуры и спорта» и направлено на формирование у студентов компетенций в области социологии физической культуры и спорта, обеспечение непрерывности и последовательности овладения основами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. <...> В пособии сформулированы конкретные задания, которые соответствуют требованиям ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование». <...> Социализация личности в спорте и особенности спортивной карьеры . <...> Социологические исследования в физической культуре и спорте . <...> Общая характеристика конкретного <...>
Социология_физической_культуры_и_спорта.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Социология_физической_культуры_и_спорта.pdf
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет физической культуры и спорта Кафедра теории и методики физического воспитания СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА УЕБНО–МЕТОДИЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль «Физкультурное образование» Квалификация (степень) «бакалавр» Сургут 2014
Стр.1
УДК 796.011(07) ББК 60.564.03я73 С 69 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры теории и методики физического воспитания «21» апреля 2014 года, протокол № 10 Рецензенты: Власов В.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики физического воспитания Сургутского государственного педагогического университета Аминов С.Р., к.культурол.н., доцент кафедры философии и социологии Сургутского государственного педагогического университета С 69 Социология физической культуры и спорта : учебно-метод. пособие : направление подгот. 050100.62 Педагогическое образование. Профиль «Физкультурное образование. Квалификация (степень) «бакалавр» / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Ф.Н. Солдатенков, А.В. Фурсов. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 88, [1] с. Пособие адресовано студентам факультетов физической культуры педагогических вузов для пошагового изучения дисциплины «Социология физической культуры и спорта» и направлено на формирование у студентов компетенций в области социологии физической культуры и спорта, обеспечение непрерывности и последовательности овладения основами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В пособии сформулированы конкретные задания, которые соответствуют требованиям ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование». УДК 796.011(07) ББК 60.564.03я73 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................................ 4 ГЛАВА 1. Физическая культура и спорт в системе социокультурных ценностей ................................................. 11 Тема 1. Социология физической культуры и спорта как наука ......... 11 Тема 2. Физическая культура и спорт как элемент культуры ............ 15 Тема 3. Социальная роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные общности в физической культуре и спорте ................................................................. 18 Тема 4. Общество как специфический объект познания и основная категория социологии физической культуры и спорта ......... 23 Тема 5. Социокультурное содержание и основные социологические проблемы физической культуры и спорта ................... 26 Тема 6. Социализация личности в спорте и особенности спортивной карьеры ........................................................... 31 ГЛАВА 2. Социологические исследования в физической культуре и спорте ............................................................. 37 Тема 7. Общая характеристика конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. ............................ 37 Тема 8. Методы социологического исследования в физической культуре и спорте, обработки и интерпретации данных .. 41 Тема 9. Методы социологического анализа документов ................... 45 Тема 10. Выборка социологического исследования: виды и способы формирования .................................................................. 48 Тема 11. Разработка проекта программы социологического исследования и организация его защиты ................................................... 52 Тема 12. Разработка инструментария проекта социологического исследования в физической культуре и спорте ......................................... 55 Тема 13. Организация, поведение и обработка результатов социологического исследования в физической культуре и спорте ......... 60 Тема 14. Формы и виды подготовки проектов социологических исследований к защите .................................................. 64 Тема 15. Защита проекта социологического исследования в физической культуре и спорте ................................................................. 67 Примерные темы анкетного опроса ....................................................... 70 Рекомендуемая литература ...................................................................... 71 Словарь основных социологических терминов (глоссарий) ............. 74 Приложение 1. Примерный образец выполнения практической работы .......................................................... 77 3
Стр.3
Предисловие Дисциплина «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль знаний, основанных на изучении закономерностей функционирования и развития физической культуры и спорта как важных элементов социальной структуры общества, а также выявлении отношения различных социально-демографических групп населения к физической культуре и спорту. В рамках дисциплины подробно рассматриваются место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функции, связи с другими общественными явлениями, характер и механизм социальных отношений, общественное мнение об этих социальных явлениях, связанные с ними потребности, интересы, ценностные ориентации, поведение, стиль и образ жизни. Кроме того, дисциплина «Социология физической культуры и спорта» связана с превращением физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе в важное социальное явление. В этой связи, она способствует научно обоснованному поиску эффективных путей и средств воздействия на интересы и потребности различных групп населения для формирования у них здорового образа жизни, включения их в активные занятия физкультурой и спортом и т.д. Способствуя решению этих задач, данное учебно-методическое пособие ориентировано, прежде всего, на формирование у студентов способности с помощью прикладных социологических исследований изучать общество и происходящие в нём социальные явления с точки зрения физической культуры и спорта. Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Социология физической культуры и спорта», относящуюся к базовой части профессионального цикла (Б.3.Б.10) основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Физкультурное образование» направления 050100.62 Педагогическое образование и реализуемую с учетом требований ФГОС ВПО, модели бакалавра и профессиональных компетенций к их подготовке. В соответствии с п.7.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В связи с этим, основное внимание уделяется практическим занятиям в игровой форме. Игры-симуляторы проводятся в формате мини-групп, каждая из которых выполняет индивидуальные задания, направленные на решение управленческих задач. 4
Стр.4
Цель пособия – овладение способами проведения социологических исследований в сфере физической культуры и спорта на основе представлений о социальной сущности физической культуры и спорта, их возникновении и развитии, как общественных явлений, их роли, значении и функциях в современном обществе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - формирование знаний о социальной сущности физической формации об отношении различных социально-демографических групп населения к физической культуре и спорту; культуры и спорта; - формирование умения проводить анализ социологической инсоциологического исследования в сфере физической культуры и спорта и его практического проведения. В процессе самостоятельной работы студенты должны изучать - овладение технологией составления программы конкретного рекомендованную литературу, помогающую в осмыслении материала, выполнять задания, предусмотренные программой курса, участвовать в разработке программ и инструментария социологических исследований. Отсюда и основная форма самостоятельной, индивидуальной работы студентов – работа с первоисточником (книгой, статьей, социологическим отчетом, диссертацией или авторефератом). Форма выполнения учебных заданий должна быть не шаблонной, а, напротив, сугубо индивидуальной, произвольной, но вместе с тем открытой для объективной оценки. Исключение составляют учебные задания, которые выполняются по логической схеме, принятой в общесоциологической литературе. Социологическая анкета (вопросник) также должна разрабатываться в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода исследованиям. Важной составляющей дисциплины является практическая работа по созданию проекта конкретного социологического исследования (КСИ), которая заключается в разработке методологической базы и инструментария, проведении исследовательской процедуры, получении первичной социологической информации и её интерпретации. Все представленные в пособии учебные задания, выполненные самостоятельно, обсуждаются в ходе индивидуального и группового контроля. Это непременное условие для допуска студента к тестированию по итогам курса. Все работы возвращаются студентам. Лучшие из них могут быть рекомендованы кафедрой для публикации как методические разработки. 5
Стр.5
Контроль за самостоятельной работой студентов проводится в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. Формируемые компетенции. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (извлечение из ФГОС ВПО 050100 Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»): - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом (ПК-13); - готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивно-туристских и профессиональноприкладных задач во всех типах учебных заведений (ПК-14). Согласно модели бакалавра СурГПУ по профилю «Физкультурное образование» у студента в процессе изучения дисциплины формируется ряд специальных компетенций (вузовский компонент): - способен осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ, нормативными документами и нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ, структуры органов управления физической культурой, спортом и туризмом на муниципальном, региональном и федеральном уровне (СК-5). - способен выявлять актуальные направления научных исследований в сфере ФКиС, организовывать и проводить научные исследования, владеет методами обработки, анализа результатов исследования и внедрения их в практическую деятельность (СК-7). 6
Стр.6
Требования к результатам подготовки бакалавра. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основы фундаментальной науки социологии и ее прикладное направление в физической культуре и спорте; - социальные функции физической культуры и спорта; - социальные аспекты формирования личности спортсмена и этапы его карьеры; - социальные аспекты развития олимпийского движения; - социокультурный потенциал физической культуры и спорта; - социологические методы исследования в физической культуре и спорте (качественные и количественные); - понятийный аппарат социологического исследования; - основные способы составления анкеты; - формы и способы проведения социологического исследования в физической культуре и спорте, анализа и представления его результатов; уметь: - применять в профессиональной деятельности знания о социальном содержании физической культуры и спорта; - составлять программу КСИ в области физической культуры и спорта; - составлять анкету для социологического опроса; - проводить социологическое исследование на микроуровне (в классе, группе, школе, вузе); - вырабатывать практические рекомендации; - создавать и представлять проект социологического исследования в физической культуре и спорте; владеть: - методами социологического анализа документов (кейс-стади, контент-анализ); - основными методами социологического исследования (различные виды опроса) - навыками защиты социологического проекта в физической культуре и спорте. 7
Стр.7
Таблица 1 Распределение учебной нагрузки Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы Тема текущего контроля 1 Социология физической культуры и спорта как наука Физическая культура и спорт как элемент культуры Социальная роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные общности в физической культуре и спорте Общество как специфический объект познания и основная категория социологии физической культуры и спорта Социокультурное содержание и основные социологические проблемы физической культуры и спорта Социализация личности в спорте и особенности спортивной карьеры 2 3 4 5 6 Модуль 1 4 2 2 4 2 2 2 2 7 Физическая культура и спорт в системе социокультурных ценностей Устный опрос. Проверка задания Деловая игра Устный опрос. Проверка задания. 2 4 2 2 2 2 2 Ролевая проблемная игра Проверка задания. Дискуссия в группах. Ролевая проблемная игра 8 Всего Лекционные Семинарские Практические Самостоятельная работа
Стр.8
1 Общая характеристика конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Методы социологического исследования в физической культуре и спорте, обработки и интерпретации данных Методы социологического анализа документов 6 Выборка социологического исследования: виды и способы формирования Разработка проекта программы социологического исследования и организация его защиты Разработка инструментария проекта социологического исследования в физической культуре и спорте Организация, проведение и обработка результатов социологического исследования в физической культуре и спорте Формы и виды подготовки проектов социологических исследований к защите Защита проекта социологического исследования в физической культуре и спорте Общая трудоемкость 2 4 2 3 4 5 6 Модуль 2 4 2 2 Продолжение таблицы 1 7 Социологические исследования в физической культуре и спорте Беседа. Поверка задания 4 2 2 Ролевое фокусгрупповое интервью Мини-зачет Кейс «Карьера спортсмена», Контентанализ источника 6 2 4 Устный опрос. Поверка заданий. Расчёт выборки КСИ 6 2 4 Разработка методологической части программы КСИ. Устный опрос 6 2 4 Разработка методологической части программы КСИ. Устный опрос 12 2 8 2 2 6 72 10 10 10 42 9 Защита проекта 2 10 Отчет о практической организации КСИ Собеседование
Стр.9
Таблица 2 Матрица формируемых дисциплиной компетенций Компетенции Тема Социология физической культуры и спорта как наука Физическая культура и спорт как элемент культуры Социальная роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные общности в физической культуре и спорте Общество как специфический объект познания и основная категория социологии физической культуры и спорта Социокультурное содержание и основные социологические проблемы физической культуры и спорта Социализация личности в спорте и особенности спортивной карьеры Общая характеристика конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта Методы социологического исследования в физической культуре и спорте, обработки и интерпретации данных Методы социологического анализа документов Выборка социологического исследования: виды и способы формирования Разработка проекта программы социологического исследования и организация его защиты Разработка инструментария проекта социологического исследования в физической культуре и спорте Организация, проведение и обработка результатов социологического исследования в физической культуре и спорте Формы и виды подготовки проектов социологических исследований к защите Защита проекта социологического исследования в физической культуре и спорте 10 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ОК-2 OK-8 ОПК-2 ПК-13 ПК-14 СК-5 СК-7
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.