Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

История отечественной литературы. Век XIX

0   0
АвторыЛаркович Дмитрий Владимирович, Калашникова Ирина Александровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц160
ID314555
Аннотация Издание содержит методические указания по изучению базового учебного курса "История отечественной литературы" (XIX век), а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы студентов, в том числе планы семинарских занятий, задания к коллоквиумам, аудиторным и домашним контрольным работам, мини-зачётам, критерии оценивания.
ISBN978-5-93190-339-2
История отечественной литературы. Век XIX / Д. В. Ларкович, И. А. Калашникова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 160 с. — ISBN 978-5-93190-339-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/314555 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЕК XIX УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА Сургут 2014 1 УДК 94(470+571)[18](07) ББК 63.3(2)52я73 Л 25 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета 21 марта 2014 года, протокол № 10 Рецензенты: Олешко В.Ф., д.ф.н., профессор Парфенова Н.Н., д.ф.н., профессор Ларкович Д.В., Калашникова И.А. <...> Век XIX : учеб.-метод. посоЛ 25 бие для бакалавров направления подготовки 42.03.02 Журналистика / Д.В. Ларкович, И.А. Калашникова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> Все виды заданий сопровождаются подробными рекомендациями по их выполнению, например: «Как организовать дискуссию», «Как написать рецензию (эссе, обзор, статью», «Как оформить читательский дневник» и др. <...> Художественные особенности русского романтизма первой трети XIX века 3 У. <...> Идейно-художественное своеобразие русской драматургии 1-й половины XIX века 14 У. <...> «Горе уму» и «горе от ума»: конфликт и образная система комедии А.С. Грибоедова 15 У. <...> Образ Базарова как центр идейной структуры романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» 22 У. <...> Национальное своеобразие русской литературы XIX века Данная тема носит вводный характер ко всему курсу. <...> Художественные особенности русского романтизма первой трети XIX века Литературный процесс первых десятилетий XIX века характеризуется стремительным развитием идей и эстетических принципов романтизма в сфере художественного творчества. <...> Русский романтизм складывается под влиянием западноевропейского романтизма, но по сути своей предстает как явление глубоко оригинальное. <...> В русле русского романтизма оформились следующие течения: – элегико-созерцательный романтизм (В.А. Жуковский); – гедонистический романтизм (К.Н. Батюшков); – философский романтизм (Е.А. Баратынский); – гражданский <...>
История_отечественной_литературы._Век_XIX.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
История_отечественной_литературы._Век_XIX.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ Д.В ЛАРКОВИЧ, И.А. КАЛАШНИКОВА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВЕК XIX УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА Сургут 2014 1
Стр.1
УДК 94(470+571)[18](07) ББК 63.3(2)52я73 Л 25 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета 21 марта 2014 года, протокол № 10 Рецензенты: Олешко В.Ф., д.ф.н., профессор Парфенова Н.Н., д.ф.н., профессор Ларкович Д.В., Калашникова И.А. История отечественной литературы. Век XIX : учеб.-метод. посоЛ 25 бие для бакалавров направления подготовки 42.03.02 Журналистика / Д.В. Ларкович, И.А. Калашникова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 159, [1] с. ISBN 978-5-93190-339-2 Издание содержит методические указания по изучению базового учебного курса «История отечественной литературы» (XIX век), а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы студентов, в том числе планы семинарских занятий, задания к коллоквиумам, аудиторным и домашним контрольным работам, мини-зачётам, критерии оценивания. Издание выполнено в соответствии с принципами деятельностной образовательной технологии и предусматривает такие активные виды проведения учебных занятий, как деловая игра, ролевая игра, «дискуссионная площадка», пресс-конференция, семинар-исследование, аналитическая лаборатория и др. Адресовано бакалаврам направления подготовки 42.03.02 Журналистика, ориентировано на практическую сферу их будущей профессиональной деятельности. УДК 94(470+571)[18](07) ББК 63.3(2)52я73 ISBN 978-5-93190-339-2  Ларкович Д.В., Калашникова И.А., 2014  Сургутский государственный педагогический университет, 2014 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ «История отечественной литературы» (XIX век) – один из важнейших курсов профессиональной подготовки студентов направления 42.03.02 Журналистика как по объему входящего в него фактического материала, так и по своему колоссальному этическому и эстетическому потенциалу. В произведениях русских писателей ХІХ века нашли глубокое отражение сложнейшие интеллектуальные и моральные искания, свойственные передовой части русского общества. Тем самым отечественная литература, сохраняя важное познавательное значение, способствовала идейно-нравственному и эстетическому воспитанию читателей как в ХІХ веке, так и в наше время. Высокоидейные, художественно совершенные произведения классиков русской литературы продолжают жить в сознании все новых и новых поколений, помогая бороться с проповедью антигуманистических идей, с бездуховностью, с потребительским отношением к жизни. Русская литературная классика содействовала и содействует пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного неприятия зла, честности, совестливости, порядочности. Именно поэтому так велика роль литературы в воспитании высоких общественных и моральных качеств людей, в повышении духовного и культурного потенциала современного общества. Особенно это важно, когда речь заходит о будущих специалистах в области средств массовой информации, которым и адресуется настоящее пособие. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (квалификация «бакалавр») курс «История отечественной литературы» входит в базовую часть блока профессионального цикла, его т.н. филолого-профессиональный модуль. Цель курса – сформировать основы историко-литературного сознания бакалавров-журналистов и ввести высшие достижения отечественной литературы XIX века в сферу их будущей профессиональной деятельности. 3
Стр.3
Содержательные задачи курса связаны с тем, чтобы: 1) обозначить системные связи отечественной литературы с философскими, религиозными, общественными и культурными идеями эпохи; 2) определить закономерности жанрового развития русской литературы указанного периода в лице крупнейших ее персоналий (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.); 3) выявить логику литературного развития в ракурсе смены и преемственности литературных стилей; 4) воспитать у студентов чувство патриотизма и ощущение личной сопричастности высочайшим достижениям русской литературной классики XIX столетия; 5) закрепить на практике возможные формы реализации историко-литературных знаний студентов в их будущей профессионально-творческой деятельности. Актуальность курса «История отечественной литературы» определяется требованиями, предъявляемыми к будущему журналисту как интеллектуально и духовно развитой, творческой личности, транслирующей традиционные ценности русской культуры посредством создания гуманистически ориентированного журналистского контента. Для достижения заявленной цели и поставленных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, студент должен: – владеть знаниями в области теории, истории и современного состояния отечественной литературы как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста; – уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой принадлежности, а также использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств; – быть способным использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как практической философии человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений. 4
Стр.4
Курс «История отечественной литературы» нацелен на формирование у студента ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые позволят ему в будущем качественно осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере функционирования средств массовой информации. Формирование этих компетенций должно осуществляться на каждом учебном занятии, поэтому представленный в настоящем издании курс разработан на основе деятельностной технологии обучения, которая, как известно, ориентирована на то, чтобы студент получал знания не в готовом виде, а добывал их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвуя в их совершенствовании. В связи с этим практически все виды самостоятельной деятельности и формы их контроля, предусмотренные программой курса, имеют активную основу. В их числе деловая игра, ролевая игра, «дискуссионная площадка», пресс-конференция, семинар-исследование, аналитическая лаборатория и т.п. Учитывая тот факт, что данный курс осваивают студентыжурналисты, содержание таких занятий и формы их проведения, как правило, связаны с конкретными видами их будущей профессиональной деятельности: подготовка аналитической статьи, написание рецензии, разработка издательского проекта, телевизионное ток-шоу, журналистское расследование, пресс-конференция и др. Это способствует развитию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных) и успешному формированию профессиональных компетенций студента. Весь материал курса истории отечественной литературы XIX века делится на 2 относительно равных по объему раздела, обусловленных хронологическими границами: 1800–1850-е гг. и 1860– 1890-е гг. Освоение каждого из этих периодов укладывается по времени в один учебный семестр. Содержание всего учебного материала разбито на восемь тематических модулей, освоение которых регламентирует комплекс соответствующих учебных элементов (далее сокращенно – У.Э.). Курс реализуется в такой логической последовательности, когда монографические темы предваряются обзорными лекциями, на которых четко обозначается и мотивируется периодизация, концептуальная проблематика, дается характеристика основных литературных направлений и 5
Стр.5
школ в их идейно-эстетической взаимообусловленности. Основная форма самостоятельной работы студентов – семинар – представлен в основном в различных вариантах интерактивных форм (круглый стол, деловая игра, пресс-конференция, исследование и др.), что рекомендовано ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. Текущий контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в форме коллоквиумов, домашних и аудиторных контрольных работ, собеседований по прочитанным художественным текстам, мини-зачетов. Все виды заданий сопровождаются подробными рекомендациями по их выполнению, например: «Как организовать дискуссию», «Как написать рецензию (эссе, обзор, статью», «Как оформить читательский дневник» и др. Отдельно оговариваются критерии оценивания устных ответов и письменных работ студентов, градуированного по 10-балльной шкале. 6
Стр.6