МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. К. ЧЕРНАЯ «ГЛУБОКИЙ И МОГУЧИЙ ДУХ…» М. Ю. Лермонтов. <...> Творческие поиски МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015 УДК 82.09 Лермонтов ББК 83(2Рос=Рус)1 Ч 49 Черная Т. К. <...> ISBN 978-5-9296-0703-5 В монографии рассматриваются концептуальные аспекты художественной философии М. Ю. Лермонтова, получившие эстетическое жанровое воплощение в лирике и романе «Герой нашего времени». <...> Проанализировано специфическое функционирование в творчестве Лермонтова таких эстетических категорий, как рефлексии лирического героя, нарративы лирического повествования, лирический метасюжет, трансформация архетипов в лирике и в романе. <...> «Герой нашего времени» рассмотрен с точки зрения таких понятий, как философская личность, диалогизм, система конфликтов, игровая имитация жизни в сюжете произведения, а также в контексте истории русской литературной критики. <...> Единичное бытие как бесконечное и вечное 3 «Глубокий и могучий дух…» М. Ю. Лермонтов. <...> Исследование каждого литературного произведения есть прежде всего процесс разъятия «алгеброй гармонии»: чтобы выявить взаимодействие смыслов, объединившихся в произведении, надо обнаружить порождающие потенции каждой единицы художественной системы. <...> Система создает пространство автора, которое, в сущности, и определяет единство системы, хотя пространство автора и пространство художественной системы не всегда совпадают. <...> Сошлемся на работу Д. Д. Благого Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. <...> Художественная индивидуальность Лермонтова тяготеет к всеохватности, к масштабности, выходя за пределы непосредственно воспринимаемого человеческого бытия, ему важен смысл, который имеет человек в мире <...>
«Глубокий_и_могучий_дух»_М.Ю._Лермонтов,_творческие_поиски.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т. К. ЧЕРНАЯ
«ГЛУБОКИЙ И
МОГУЧИЙ ДУХ…»
М. Ю. Лермонтов. Творческие поиски
МОНОГРАФИЯ
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 82.09 Лермонтов
ББК 83(2Рос=Рус)1
Ч 49
Черная Т. К.
Ч 49 «Глубокий и могучий дух»: М.Ю. Лермонтов, творческие
поиски: монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. –
225 с.
ISBN 978-5-9296-0703-5
В монографии рассматриваются концептуальные аспекты художественной
философии М. Ю. Лермонтова, получившие эстетическое
жанровое воплощение в лирике и романе «Герой нашего времени». Развивается
мысль о значении, роли и сущности познаваемой поэтом человеческой
личности (students cognituriens), о ее поисках и конфликтах,
среди которых принципиально важным для автора является конфликт
с судьбой. Проанализировано специфическое функционирование в творчестве
Лермонтова таких эстетических категорий, как рефлексии лирического
героя, нарративы лирического повествования, лирический метасюжет,
трансформация архетипов в лирике и в романе. Показано эстетическое
единство лирических жанровых систем на примере анализа нескольких
выдающихся стихотворений Лермонтова («Парус», «Дума», «Сон», «Дары
Терека»). «Герой нашего времени» рассмотрен с точки зрения таких понятий,
как философская личность, диалогизм, система конфликтов, игровая
имитация жизни в сюжете произведения, а также в контексте истории русской
литературной критики.
Адресуется ученым, студентам гуманитарных факультетов, читателям,
интересующимся русской классикой.
УДК 82.09 Лермонтов
ББК 83(2Рос=Рус)1
ISBN 978-5-9296-0703-5
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
Т. К. Черная
«Но хочет все душа моя
во всем дойти
до совершенства»
Лирика. Единичное бытие
как бесконечное и вечное
3
Стр.3
«Глубокий и могучий дух…»
М. Ю. Лермонтов. Творческие поиски
4
Стр.4
Т. К. Черная
«…Избранник с русскою душой»
Главная задача филолога-исследователя состоит в том, чтобы
понять, по каким внутренним законам соединяются внеэстетическая
и эстетическая действительность. Эта исследовательская задача
остается постоянной и отвечает научным требованиям даже в тех
случаях, когда субъективное восприятие закладывается в качестве
философской основы понимания жизни в целом.
Исследование каждого литературного произведения есть прежде
всего процесс разъятия «алгеброй гармонии»: чтобы выявить
взаимодействие смыслов, объединившихся в произведении, надо
обнаружить порождающие потенции каждой единицы художественной
системы. Система создает пространство автора, которое,
в сущности, и определяет единство системы, хотя пространство
автора и пространство художественной системы не всегда совпадают.
Пушкин в «Евгении Онегине» ввел пространство автора
в художественную систему, сочетая собственно романное и внероманное
пространства, роман героев и поэму о себе. В других своих
произведениях он тоже постоянно экспериментировал с этими пространственными
сферами, то через систему рассказчиков («Повести
Белкина», «История села Горюхина»), то через систему свидетелей
(«Капитанская дочка»), то в конфликтном взаимодействии различных
сфер бытия (норма и безумие в «Полтаве», «Медном всаднике»,
«Пиковой даме», фантастика и реальность в «Гробовщике» и «Медном
всаднике») и т. д.
Система одновременно и дистанцируется от пространства автора,
переходя в коммуникативную сферу и превращаясь в явление,
самобытно функционирующее. Отсюда допустимое интерпретирующее
восприятие, тем более расширяющее смысл, чем более во времени
оно удаляется от источника. Наша задача состоит в том, чтобы
приблизиться к инвариантному содержанию произведения как
системы, а для этого в каждом компоненте необходимо обратиться
к его традиционно-архаическому значению, обладающему собственной
потенцией смысла-знания, а в наилучшем варианте – к его
5
Стр.5