Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Культурология (190,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильева Людмила Михайловна
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц118
ID314099
АннотацияПособие содержит лекционный материал, планы семинарских занятий, культурологическую терминологию, учебную и научную литературу, тесты, вопросы для самоконтроля студентов, глоссарий, тематику рефератов, докладов, эссе и представляет разделы культурологии как внутридисциплинарные модули. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ФГОС ВПО. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 100400.62 – Туризм, профилю подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».
Кому рекомендованоПредназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 100400.62 – Туризм, профилю подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».
УДК008
ББК71
Васильева, Л. М. Культурология : учебное пособие : Направление подготовки 100400.62 – Туризм. Профиль подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг». Бакалавриат / Л. М. Васильева .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2014 .— 118 с. — URL: https://rucont.ru/efd/314099 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Васильева КУЛЬТУРОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 100400.62 – Туризм Профиль подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» Бакалавриат Ставрополь 2014 УДК 008 (0.75.8) ББК 71 я73 В 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. пед. наук, доцент С. Н. Асланова (Институт сервиса и технологий (филиал) Донского государственного технического университета), канд. ист. наук, доцент Ю. В. Нагорная Васильева Л. М. <...> Пособие содержит лекционный материал, планы семинарских занятий, культурологическую терминологию, учебную и научную литературу, тесты, вопросы для самоконтроля студентов, глоссарий, тематику рефератов, докладов, эссе и представляет разделы культурологии как внутридисциплинарные модули. <...> Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 100400.62 – Туризм, профилю подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг». <...> Целью преподавания культурологии является подготовка специалиста, владеющего общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее истории, перспективах, сложностях современной социокультурной ситуации. <...> Культурологическая подготовка ориентирована на осмысление студентами достижений современной цивилизации как совокупности культурных ценностей, выработанных за многовековую историю человечества. <...> Задачи дисциплины: – определить место культурологии в системе современных гуманитарных наук; – знать основные подходы к определению понятия «культура», уметь охарактеризовать ее роль в жизни общества и человека, иметь представление о видах и типах культур; – овладеть знаниями о сущности крупнейших культурологических теорий; 3 Л. М. Васильева Культурология – освоить необходимый минимум теоретических знаний об исторических типах <...>
Культурология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Культурология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал в г. Пятигорске Л. М. Васильева КУЛЬТУРОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 100400.62 – Туризм Профиль подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» Бакалавриат Ставрополь 2014
Стр.1
УДК 008 (0.75.8) ББК 71 я73 В 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. пед. наук, доцент С. Н. Асланова (Институт сервиса и технологий (филиал) Донского государственного технического университета), канд. ист. наук, доцент Ю. В. Нагорная Васильева Л. М. В 19 Культурология: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 118 с. Пособие содержит лекционный материал, планы семинарских занятий, культурологическую терминологию, учебную и научную литературу, тесты, вопросы для самоконтроля студентов, глоссарий, тематику рефератов, докладов, эссе и представляет разделы культурологии как внутридисциплинарные модули. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ФГОС ВПО. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 100400.62 – Туризм, профилю подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг». УДК 008 (0.75.8) ББК 71 я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014
Стр.2
Предисловие ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в образовательном процессе высшей школы возрастает роль гуманитарной составляющей, которая способствует формированию мировоззренческих устоев личности. Обучение студентов по направлению подготовки 100400.62 – Туризм, профилю подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» проводится по целому ряду дисциплин, каждая из которых помогает обеспечивать квалификационные характеристики выпускников. Среди дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла особое место занимает культурология – наука о культуре. Целью преподавания культурологии является подготовка специалиста, владеющего общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее истории, перспективах, сложностях современной социокультурной ситуации. Культурологическая подготовка ориентирована на осмысление студентами достижений современной цивилизации как совокупности культурных ценностей, выработанных за многовековую историю человечества. Учебная дисциплина также нацелена на составление знаний и представлений о специфике, истории и теории культуры России, ее месте в системе мировой культуры. В процессе освоения дисциплины «Культурология» у студентов формируются компетенции, связанные со способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, а также с готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристической индустрии. Задачи дисциплины: – определить место культурологии в системе современных гуманитарных наук; – знать основные подходы к определению понятия «культура», уметь охарактеризовать ее роль в жизни общества и человека, иметь представление о видах и типах культур; – овладеть знаниями о сущности крупнейших культурологических теорий; 3
Стр.3
Л. М. Васильева Культурология – освоить необходимый минимум теоретических знаний об исторических типах культур, знать основные культурно-исторические центры и цивилизации, особенности их функционирования; – выработать навыки анализа процессов и тенденций социокультурной среды современности, помочь ориентироваться в мире культуры; – выработать способность к адекватному восприятию различных национальных культур; – выработать понимание преобразующих функций культуры, способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний. Содержание дисциплины «Культурология» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования с внутрипредметной конкретизацией и предусматривает возможность использования индивидуальных интересов студентов, что положительно влияет на его эффективное усвоение. Поскольку культура выявляет свои особенности в различных исторических условиях по-разному, но в целом представляет собой единую реальность бытия человека, в дисциплине «Культурология» представлен синтез философско-теоретического и культурно-исторического подходов. Опыт размышлений о культурологическом образовании на основе практики преподавания дисциплины показывает: для того чтобы помочь обучающимся сориентироваться в реальности культурологии, активизировать студентов в её усвоении, необходимы определенные педагогические условия. Настоящее учебное пособие формирует возможность достижения эффективного усвоения студентами культурологии через известные в российской образовательной системе традиционные и нетрадиционные формы. 4
Стр.4
Раздел 1 Раздел 1 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 1.1. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований Теория культуры изучает феномен культуры на теоретическом уровне, в отличие от других наук о культуре, которые имеют дело с ее эмпирическими образами. Теоретическое знание о культуре накапливалось в основном в философии. Именно философы сформулировали идею культуры, начали выделять культуру как особую социальную реальность, развивающуюся по собственным законам, разработали большинство концепций культуры, которые присутствуют сегодня в мировой культурологической литературе, сформулировали набор проблем, подлежащих разработке в рамках теории культуры. В силу этого обстоятельства основной пласт теоретического знания о культуре существует сегодня в виде некого симбиоза научного и философского знания. Теория культуры в том виде, в каком она сложилась на сегодняшний день, представляет собой науку, ищущую ответы на такие вопросы: почему мы сейчас такие, какие мы есть, почему нам нравятся одни вещи и не нравятся другие, почему мы ведем себя определенным образом? Наконец, теория культуры – это просто увлекательный предмет, знакомящий с достижениями мировой культуры и рассматривающий различные ее феномены в теоретическом контексте. Теория культуры есть осмысление нашего прошлого, но не сухое, разложенное на имена и даты, а яркое, интересное, формирующее понимание того, как влияет на нас культура. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология – одна из молодых научных дисциплин, сформировавшаяся на стыке нескольких наук: философии, социологии, психологии, истории и др. Она не только аккумулирует в себе знания о культуре, полученные при помощи различных наук, но и создает научную систему представлений о сущности, структуре, функциях 5
Стр.5