Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности

0   0
АвторыГагай Валентина Васильевна, Быкова Юлия Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц160
ID314071
АннотацияМонография посвящена актуальной проблеме исследования взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. Описан механизм возникновения компьютерной зависимости подростков, в качестве которого выступают отношения взаимной положительной обусловленности неконструктивных копинг-стратегий и пристрастия к компьютерным играм.
ISBN978-5-93190-317-0
Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности / В. В. Гагай, Ю. Н. Быкова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 160 с. : ил. — ISBN 978-5-93190-317-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/314071 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гагай КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ Монография Сургут 2014 1 УДК 159.97 ББК 88.742.19 Г 12 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Разуваева Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор Белгородского государственного университета Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Г 12 Гагай, В.В. Компьютерная зависимость подростков как социальнопсихологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. <...> ISBN 978-5-93190-317-0 Монография посвящена актуальной проблеме исследования взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. <...> Описан механизм возникновения компьютерной зависимости подростков, в качестве которого выступают отношения взаимной положительной обусловленности неконструктивных копинг-стратегий и пристрастия к компьютерным играм. <...> Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием (А.Е. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.) <...> . Компьютерные игры являются одним из важнейших компонентов этой среды. <...> Компьютерные игры выступают как средство активной эмоциональной разрядки (Е.Е. Лысенко, О.К. Тихомиров, Ю.В. Фомичева); компенсации речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти у пожилых людей (Н. <...> Однако компьютерные игры могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка (А.Е. Войскунский, Л.И. Шакирова). <...> В качестве факторов аддиктивного поведения <...>
Компьютерная_зависимость_подростков_как_социально-психологическая_проблема_современности.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ю. Н. Быкова В. В. Гагай КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ Монография Сургут 2014 1
Стр.1
УДК 159.97 ББК 88.742.19 Г 12 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Разуваева Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор Белгородского государственного университета Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Г 12 Гагай, В.В. Компьютерная зависимость подростков как социальнопсихологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 159, [1] с. ISBN 978-5-93190-317-0 Монография посвящена актуальной проблеме исследования взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. Описан механизм возникновения компьютерной зависимости подростков, в качестве которого выступают отношения взаимной положительной обусловленности неконструктивных копинг-стратегий и пристрастия к компьютерным играм. Выделены типы совладающего поведения подростков: эффективный, недостаточно эффективный, неэффективный, отличающиеся степенью выраженности компьютерной зависимости и характером копинг-стратегий. Адресована специалистам в области педагогики, психологии и социологии, занимающимся проблемой влияния компьютерных игр на психической здоровье детей и подростков, а также преподавателям и студентам педагогических вузов, работникам общеобразовательной школы. УДК 159.97 ББК 88.742.19 ISBN 978-5-93190-317-0 2  Гагай В.В., Быкова Ю.Н., 2014  Сургутский государственный педагогический университет, 2014
Стр.2
Введение Научно-технический прогресс конца XX века способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культурообразующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием (А.Е. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). Компьютерные игры являются одним из важнейших компонентов этой среды. В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих положительный эффект компьютерных игр. Компьютерные игры выступают как средство активной эмоциональной разрядки (Е.Е. Лысенко, О.К. Тихомиров, Ю.В. Фомичева); компенсации речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти у пожилых людей (Н. Бадинант-Хуберт, Е. Хирч); творческого мышления (Ю.В. Фомичева); овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами (О.К. Тихомиров). Однако компьютерные игры могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка (А.Е. Войскунский, Л.И. Шакирова). В исследованиях отмечается их отрицательное влияние на физическое здоровье подростка (Д.Д. Бушман, Дж. Б. Фанк, Л.И. Шакирова), отношение к школе и успеваемость (А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин), поведение (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.М. Евстигнеева), отношение к деньгам (М.С. Иванов). Имеется ряд исследований, в которых анализируются особенности отношения подростков к компьютерным играм и факторы компьютерной зависимости. В качестве основного фактора возникновения компьютерной зависимости подростков рассматриваются психологические особенности пубертатного периода: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн). Данные особенности вы3
Стр.3
ступают как объективные предпосылки для появления такой формы демонстративного неповиновения, как «уход» в виртуальную реальность (в мир компьютерной игры). В качестве факторов аддиктивного поведения А.Ю. Акопов, Е.В. Змановская, И.С. Кон и др. рассматривают внешние условия физической среды, внешние социальные условия, внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки, внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. В качестве причин компьютерной зависимости в психологической литературе изучается содержание игры, позволяющей удовлетворять определенные потребности в творчестве, в исследовательской деятельности, в достижении, в «зрелищности» (А.Г. Макалатия), в эффекте «вживания» в реалистичную компьютерную игру (П. Мунтян), личностные качества (В.Д. Менделевич, В.В. Шабалина) и др. Тем не менее, вопрос о причинах компьютерной зависимости до конца еще не изучен, и в качестве ее причин не рассматривается совладающее поведение. Одним из факторов успешного функционирования человека является способность правильно понимать и прогнозировать поведение людей, возникающие трудные жизненные ситуации, принимать социальную поддержку, что является свидетельством реализации эффективного совладающего поведения (Л.И. Анцыферова, И.В. Воеводин, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Р.С. Лазарус, Л. Мерфи, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, М. Перре, Т.М. Попова, С. Фолкман и др.). Однако в подростковом возрасте наблюдается недостаточное развитие социальных навыков и личностных ресурсов, которое ведет к уходу от решения проблем, стрессовых ситуаций и способствует развитию неэффективного совладающего поведения. Роль компьютерной зависимости в развитии совладающего поведения подростков не изучена. В рамках темы нашего исследования важным вопросом является проблема профилактики и коррекции компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Анализ литературы свидетельствует о том, что профилактика зависимого поведения рассматривается в качестве меры предупреждения различных видов зависимостей подростков (Т.М. Попова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). Профилактика компьютерной зависимости в настоящее время в психологической литературе не раскрыта, в частности, не изучена роль совладающего поведения в предупреждении и коррекции зависимости от компьютерных игр. 4
Стр.4
Изложенное выше позволяет нам сформулировать противоречие между потребностью в знании факторов возникновения компьютерной зависимости подростков с учетом характера их совладающего поведения и возможностями науки удовлетворить эту потребность. Наличие данного противоречия определило проблему нашего исследования. В данной работе читателю предлагается систематическое исследование взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. В монографии представлены результаты исследования, а именно: – уточнено понятие компьютерной зависимости как пристрастия к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящего к резкому сокращению всех остальных видов деятельности и возникающего вследствие использования неконструктивных копинг-стратегий в процессе преодоления жизненных трудностей; – выявлены показатели склонности к девиантному поведению подростков с компьютерной зависимостью: склонность к нарушению норм и правил, аддиктивному, самоповреждающему, делинквентному поведению и низкий волевой контроль эмоциональных реакций; – выявлен механизм возникновения компьютерной зависимости подростков, в качестве которого выступают отношения взаимной положительной обусловленности неконструктивных копингстратегий и пристрастия к компьютерным играм; – выделены типы совладающего поведения подростков: эффективный, недостаточно эффективный, неэффективный, отличающиеся степенью выраженности компьютерной зависимости и характером копинг-стратегий. Данная работа может быть полезна специалистам в области педагогики, психологии и социологии для проведения последующих психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на определение влияния информационнокомпьютерных технологий на психическое здоровье человека. Материалы исследования могут быть использованы при разработке психолого-педагогических программ профилактики и коррекции компьютерной зависимости подростков. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.