Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Деструктивность личности: социально-психологическое исследование

0   0
АвторыЗлоказов Кирилл Витальевич, Прядеин Валерий Павлович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц179
ID314059
АннотацияВ монографии представлены результаты исследований деструктивности как феномена личности на материале представителей различных профессиональных групп: представителей общественных организаций, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, находящихся в местах лишения свободы. Сопоставление различных социальных слоев в выборочной совокупности заключается в попытках установить общее, особенное и единичное в дескруктивности как свойстве личности.
ISBN978-5-93190-302-6
Деструктивность личности: социально-психологическое исследование / К. В. Злоказов, В. П. Прядеин .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 179 с. : ил. — ISBN 978-5-93190-302-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/314059 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» К.В. ЗЛОКАЗОВ В.П. <...> ПРЯДЕИН ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Монография Сургут 2014 УДК 159.923.3 ББК 88.802 З-68 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Злоказов, К. <...> З-68 Деструктивность личности: социально-психологическое исследование : монография / К. В. Злоказов, В. П. Прядеин ; Департамент образования и молодёж. политики ХМАО – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> В монографии рассматриваются особенности развития и проявления деструктивности сфере профессионального обучения, в профессиональноситуативных условиях несения службы военнослужащими, сотрудниками спасательных служб, правоохранительных органов, в экстремальных условиях и в условиях депривации у лиц находящихся в местах лишения свободы. <...> Деструктивность личности как предмет психологического исследования . <...> Особенности групповой идентичности служебных коллективов ОВД . <...> Своеобразие деструктивных проявлений субъектов в профессиональной деятельности свидетельствует об актуальности научного и практического исследования психологии деструкции, ее закономерностей, факторов, методов профилактики. <...> Обобщены результаты исследования деструктивных тенденций представителей различных профессиональных групп: сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих представителей общественных организаций, лиц, находящихся в местах лишения свободы. <...> Идея подхода в том, что деструктивное поведение может быть рассмотрено в широком диапазоне проявлений, однако приоритетной задачей в этом случае является прогнозирование деструктивных <...>
Деструктивность_личности_социально-психологическое_исследование.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» К.В. ЗЛОКАЗОВ В.П. ПРЯДЕИН ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Монография Сургут 2014
Стр.1
УДК 159.923.3 ББК 88.802 З-68 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Злоказов, К.В., Прядеин, В.П. З-68 Деструктивность личности: социально-психологическое исследование : монография / К. В. Злоказов, В. П. Прядеин ; Департамент образования и молодёж. политики ХМАО – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 178, [1] с. ISBN 978-5-93190-302-6 В монографии представлены результаты исследований деструктивности как феномена личности на материале представителей различных профессиональных групп: представителей общественных организаций, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, находящихся в местах лишения свободы. Сопоставление различных социальных слоев в выборочной совокупности заключается в попытках установить общее, особенное и единичное в деструктивности как свойстве личности. В монографии рассматриваются особенности развития и проявления деструктивности сфере профессионального обучения, в профессиональноситуативных условиях несения службы военнослужащими, сотрудниками спасательных служб, правоохранительных органов, в экстремальных условиях и в условиях депривации у лиц находящихся в местах лишения свободы. Монография предназначена для преподавателей и студентов психологических факультетов, практических психологов сферы образования, и психологов подразделений МЧС, МВД и ФСИН России. УДК 159.923.3 ББК 88.802 ISBN 978-5-93190-302-6 2 © Злоказов, К.В., Прядеин, В.П., 2014 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014
Стр.2
ГАВЕЕ Введение ................................................................................................................. 4 Глава I. Деструктивность личности как предмет психологического исследования ................................................ 6 1.1. Современные подходы в исследовании деструктивного поведения .................................................................................... 6 1.2. Системный подход к анализу деструктивности личности .......................... 12 1.3. Модель психологической диагностики деструктивности личности .......... 22 1.4. Социально-психологические особенности производственных, служебных и учебных коллективов в связи с деструктивностью .............. 29 Выводы по главе ..................................................................................................... 33 Глава II. Деструктивность личности: профессиональный аспект .................................................................................. 37 2.1. Изучение уровня деструктивности в связи с периодом профессиональной подготовки ................................................. 37 2.2. Особенности динамики деструктивности по разным периодам обучения ...................................................................... 48 2.3. Идентичность и деструктивность в процессе профессионализации .......... 59 Выводы по главе ..................................................................................................... 71 Глава III. Анализ социально-психологических особенностей деструктивного поведения представителей профессий риска .................... 72 3.1. Анализ неформальной культуры служебного коллектива .......................... 73 3.2. Анализ индивидуально-психологических особенностей сотрудников в связи с социально-психологической адаптированностью к профессиональной деятельности ............................................................... 88 3.3. Особенности групповой идентичности служебных коллективов ОВД ..... 102 3.4. Психологический анализ правовых установок сотрудников правоохранительных органов в связи с деструктивностью ....................... 110 3.5. Противоправное поведение и деструктивность личности ........................... 119 3.6. Деструктивность личности в экстремальных условиях служебной деятельности ............................................................................... 131 Выводы по главе ..................................................................................................... 142 Заключение ............................................................................................................ 143 Список литературы .............................................................................................. 146 Приложение 1. Анализ результатов психологической диагностики обучающихся с различными проявлениями деструктивности личности .......... 156 Приложение 2. Краткий тест направленности личности .................................... 166 3
Стр.3
ВВЕДЕЕ Актуальность исследования феномена деструктивности обусловлена противоречием разрушительных тенденций, охватывающих различные слои населения и гуманистическим направлением развития общества. Поэтому проблема деструктивности человека привлекает внимание ученых и практиков из различных областей знания. Сложность изучения деструктивности Э. Фромм утверждает, обозначая ее связь с природой человека и человеческого общества. К вопросу человеческой деструктивности обращались представители философских, социологических, культурологических, экономических, психиатрических течений, утверждая тезисы о сути этого феномена, его механизмах, движущих факторах и условиях. Для теории деструктивности характерна междисциплинарная многозначность, начиная с понятия и заканчивая инструментами познания и преодоления. Методологически исследование деструктивности предполагает соединение множественных моделей ее анализа с варьирующимися условиями ее возникновения в различных социальных институтах. Для генеза деструктивности особое значение приобретает отношение субъекта к текущей деятельности, поскольку длительные неудачи, фрустрация, переживание потерь создают ситуацию напряжения, имеющую, как можно предположить, системный характер в ее влиянии на структурные образования сознания. В психологии накоплено значительное количество теоретических, экспериментальных и эмпирических подтверждений этого: «установка Д.Н. Узнадзе», «эффект Б.В. Зейгарник», эффекты психологических защит и т.п. В практическом смысле описание деструктивности личности позволит приблизить существующие научные методы и подходы к выявлению ее сути, определении закономерностей и прогнозированию ее проявления в поведении. Своеобразие деструктивных проявлений субъектов в профессиональной деятельности свидетельствует об актуальности научного и практического исследования психологии деструкции, ее закономерностей, факторов, методов профилактики. Отсутствие целостного представления о сущности феномена и сопутствующая ему теоретическая и методологическая раздробленность научного знания не способствует диагностике, коррекции и профилактике проявлений деструктивного поведения. Безусловно, изучение процесса объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования (А.Н. Леонтьев, 1975). Будучи позитивно ориентированной наукой, психология в кругу других наук о человеке занимает своеобразную позицию, интегрируя множественные учения о природе «человеческих страстей», выполняя верифицирующую функцию, с другой стороны, заключает в себе некоторое количество фасилитирующих практик, методов разрешения тех вопросов, что не находят своего ответа в религии, философии, медицине и психиатрии. Речь идет, в том числе, и о единственной форме существования психологии как науки – облегчать, утешать и направлять человека в его собственном движении к счастью, утверждая свое право быть наукой. Так, Л.С. Выготский (1982) писал: «…практика 4
Стр.4
выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы» (с. 387–388). И практика, бросая вызов в виде сложных и противоречивых тенденций человеческой деструктивности, обращает научную психологию от моделей и конструктов к фактам, ставя задачи прогностического и коррекционного толка, а не описательного характера. В монографии представлены результаты исследований деструктивности, проведенных нами в период с 2006 по 2012 годы. Обобщены результаты исследования деструктивных тенденций представителей различных профессиональных групп: сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих представителей общественных организаций, лиц, находящихся в местах лишения свободы. Тенденция сопоставления отличающихся по социальным и профессиональным основаниям групп испытуемых направлена на попытку описать общее, особенное и единичное в деструктивности как свойстве личности. Определить тенденции проявления деструктивности личности в профессиональноситуативных условиях несения службы сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, сотрудников спасательных служб. Внимание уделено характеристикам деструктивности личности, возникающих в экстремальных условиях в связи с выполнением задач охраны правопорядка и обеспечения законности; в условиях депривации, сопровождающей лиц, находящихся в местах лишения свободы. Думается, что широкий разброс рассматриваемых профессиональных групп должен, обогатить теоретические построения, помочь уточнить многообразие проявлений сложного и многомерного феномена деструктивности. Идея подхода в том, что деструктивное поведение может быть рассмотрено в широком диапазоне проявлений, однако приоритетной задачей в этом случае является прогнозирование деструктивных тенденций задолго до их реализации, воплощения в форме поступка. Поэтому обобщение опыта изучения деструктивной активности как свойства личности в связи с социально-психологическими особенностями служебного коллектива, социальнопсихологической адаптации, групповой идентичностью, правовыми установками и другими феноменами будет способствовать улучшению эффективности деятельности практических психологов. В работе приведен анализ исследований с применением инструментария разработанного К.В. Злоказовым: «Анализ деструктивности личности», «Краткий тест направленности личности», «Методика оценки уровня социальнопсихологической сплоченности служебного коллектива», «Методика оценки правовых установок сотрудника полиции», апробация которого осуществлялась в практической деятельности психологов Федеральной службы исполнения наказания, Министерства по чрезвычайным ситуациям, психологов подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Авторы стремятся расширить инструментарий специалиста психолога не только в части применения новых диагностических методик, но и в уточнении представлений о деструктивности личности как психологическом феномене, раскрыть потенциал математико-статистических методов в психологической диагностике социально-психологических предпосылок деструктивности служебных коллективов и их участников. 5
Стр.5